Вопрос: На основе которого аята и хадиса был утвержден закàт?
Ответ:
Всевышний Аллах сказал:
«И безупречно совершайте намаз, и давайте закàт и повинуйтесь посланнику — быть может, будете помилованы» (сура «Нур», аят 56).
Вопрос: В чем состоит столп закàта?
Ответ: Столп закàта — это тамлик, то есть передача в собственность части имущества людям определенной категории, указанным в Куръане и в хадисах (Умдатул фикх).
Условия дачи закàта
Вопрос: Каковы условия, чтобы закàт стал фардом (обязательным)?
Ответ: Для того, чтобы закàт стал фардом существуют 10 условий, некоторые из которых относятся к дающему закàт, а другие к даваемому закàту.
Условия, которые относятся к дающему закàт:
1. Дающий закàт должен быть вольным.
2. Должен быть мусульманином; немусульманам закàт не предписан в качестве фарда.
3. Должен быть разумным человеком; для слабоумных закàт не является фардом.
4. Должен быть достигшим совершеннолетия; с имущества несовершеннолетних закàт не дается (не отчисляется), даже если его имущество достигло уровня нисаба.
5. Должен обладать имуществом, стоимость (количество) которого достигло уровня нисаба — минимально установленного уровня, при котором дача закàта обязательна; с имущества, не достигшего уровня нисаба, закàт не дается (не выделяется).
6. Должен быть полноценным обладателем имущества, достигшего уровня нисаба. По этой причине, если был назначен махр для женщины, но он еще не был передан ей в руки, за это имущество закàт не полагается. Таким же образом, должник (тот кто имеет долги перед другими), хотя и имеет при себе имущество, по причине наличия долговых обязательств его средства считаются чужим имуществом.
Условия, которые относятся к даваемому закàту:
1. Имущество должно достичь уровня нисаба.
2. Имущество должно быть не из вещей (предметов) первой необходимости и свободным от долговых обязательств.
4. Имущество должно быть постоянно растущим, как в действительности, так и по положению. К действительно (фактически) растущему имуществу относятся коммерческие товары, а к имуществу, растущему по положению, относятся золото, серебро и бумажные деньги.
4. Должно истечь год после того, как имущество достигло уровня нисаба; с имущества, достижению нисаба которого не исполнился год (по лунному летоисчислению), закàт не дается.
Некоторые упоминая в качестве одиннадцатого условия, отмечают, что дающий должен знать, что закàт предписан фардом — обязательным. Человеку, живущему среди мусульман, не знать об обязательности (фард) закàта не может быть уважительной причиной. Если такой человек в течение нескольких лет обладал имуществом, достаточным для закàта, то ему надлежит дать закàт и за прошлые года. Человек, который проживает не среди мусульман, даже если он узнал об обязательности закàта спустя несколько лет, обладая при этом имуществом уровня нисаба, за прошедшие года закàт не дает. К таковым относятся люди, проживающи в таких местах, как тундра. (Умдатул фикх)