Поговорим о достоинствах поста в этот благословенный день
Передается от Аиши радиаллаху анха:
«В (период) джахилии курайшиты держали пост в день Ашуро. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам (тоже) в нем постился, и когда прибыл в Мадину, держал его пост и велел соблюдать его пост. Когда был предписан (пост) Рамадана, он оставил день Ашуро. Кто хотел, держал его, а кто хотел, оставлял его.
Передали четверо.
Пояснения: В этом хадисе мать правоверных Аиша радиаллаху анха приводит сведения об истории поста в день Ашуро.
В доисламский период джахилии пост Ашуро соблюдали и курайшиты.
Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам также держал пост в день Ашуро, пока ему не был ниспослан вахий и он стал Пророком.
После переселения в Лучезарную Медину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам один год держал пост Ашуро.
А потом, на второй год хиджры, был предписан пост Рамадана и он стал соблюдать этот пост, а пост Ашуро оставил. Люди стали поститься в день Ашуро по желанию.
Здесь предание матери правоверных Аиши радиаллаху анха завершается. Но мы знаем из предыдущих хадисов, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам за год до своей кончины соблюдал пост Ашуро и велел держать его, таким образом пост этого дня стал сунной муаккада (т.е. подтвержденная сунна).
* * *
Передается от Ибн Аббаса радиаллаху анху:
«Прибыв в Медину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам увидел, что иудеи держат пост в день Ашуро и сказал: «Что это?»
Сказали: «Это благой день. В этот день Аллах спас сынов Израиля от их врага. И Муса держал его пост».
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы», и стал держать его пост и велел соблюдать его.
Передали трое.
Пояснения: Из этого хадиса мы видим, что мусульмане имеют больше прав на следование предыдущим пророкам Аллаха, чем те, кто претендует на следование им.
В то же время мы узнали, что день Ашуро – великий день, в котором Всевышний Аллах освободил Бани Исраил под руководством Мусы алайхиссалам от врага.
Поэтому, следуя Мусе алайхиссалам, пост этого дня введен в наш шариат. К тому же, это деяние совершал Пророк саллаллаху алайхи васаллам и велел следовать этому нам с вами.
Поэтому мы должны соблюдать пост каждый год на девятый и десятый дни месяца Мухаррам.
* * *
Передается от Абу Мусы радиаллаху анху:
«Жители Хайбара держали пост в день Ашуро, сделали его праздником, наряжали в нем своих жен и надевали на них украшения.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Поститесь в нем и вы».
Передали два шейха.
Пояснения: Хайбар – это название местности недалеко от Лучезарной Медины. Там жили в основном иудеи.
Эти иудеи из Хайбара держали пост в день Ашуро и отмечали этот праздник по причине его величия и постились из уважения к пророку Мусе алайхиссалам.
Как видно из этого хадиса, они не только постились в этот день, но и праздновали его, их женщины наряжались, одевая свои украшения.
Поскольку мусульмане имеют больше прав на Мусу алайхиссалам, чем иудеи, им было велено следовать ему и поститься в этот день. Поэтому мы должны поститься в этот день, следуя указаниям нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
* * *
Передается от Саламы ибн Акваъ радиаллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел человеку из (племени) Аслам объявить людям, что если кто-то поел, пусть постится оставшийся день, а кто не кушал, то пусть держит пост, ибо сегодня день Ашуро»
Передали два шейха и Насаи.
Пояснения: Аслам – название одного из арабских племен. Как известно из предыдущих хадисов, изученных нами, Пророк саллаллаху алайхи васаллам узнал причину соблюдения иудеями поста Ашуро и принял решение, что мусульмане имеют больше прав на соблюдение этого поста именно в день Ашуро. Судя по всему, это произошло утром. Поэтому Пророк алайхиссалам велел одному человеку из племени Аслам обнародовать это. Тем, кто позавтракал в утро Ашуро, было велено не кушать и не пить до вечера, из уважения к этому дню. А тем, кто ещё не кушал с утра, было велено вознамериться на пост. Это показывает, насколько важно соблюдать пост Ашуро.
* * *
Передается от Рубаййиъ бинти Муъаввиз радиаллаху анха:
«Утром в день Ашуро Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам послал в селения ансаров вокруг Медины (с велением): «Тот, кто утром вознамерился на пост, пусть доводит его до конца. Тот, кто с утра не держал пост, пусть не кушает до конца дня».
После этого мы стали держать его пост и велели, иншааллах, наших маленьких детей поститься. Мы ходили в мечеть и делали им игрушки из шерсти. А когда кто-то из них плакал, прося еду, мы давали ему эти игрушки до ифтара.
Пояснения: В этом хадисе имеются дополнения к смыслу предыдущего хадиса:
1. Глашатай, объявивший о соблюдении поста в день Ашуро, а тем, кто уже поел, о повелении не есть и пить до конца дня, был послан в тот же день.
2. Глашатай обнародовал веление также и в деревнях ансаров вокруг Медины.
3. С того дня соблюдение поста Ашуро стало традицией.
4. Даже своим маленьким детям великие сподвижники велели держать пост Ашуро.
5. Маленьких детей водили в мечеть.
6. Для маленьких детей делали игрушки.
7. Детям, которые плакали от голода во время поста, давали игрушки для утешения. Мы должны брать пример с этого.
* * *
Ибн Аббас радиаллаху анху сказал:
«Я не видел, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ожидал и предпочитал пост (какого-либо) дня (или месяца) другим (дням или месяцам) кроме как этого дня – дня Ашуро и этого месяца – месяца Рамадан».
Оба хадиса передали два шейха.
Пояснения: Пророк саллаллаху алайхи васаллам с нетерпением ожидал, когда же наступит день Ашуро и он сможет держать его пост. Посты других дней он не ожидал с таким порывом.
Также он алайхиссалам с нетерпением ожидал, когда придет месяц Рамадан, чтобы поститься в нем. Соблюдение поста другого месяца он не ожидал с таким нетерпением. Мы – его умма – тоже должны быть такими.
* * *
Передается от Абу Катады радиаллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Я уповаю на Аллаха, чтобы пост дня Ашуро искупит (грехи) года, который был до него».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснения: Уже одно это значение показывает, насколько высоко достоинство поста Ашуро. Глубоко изучив эти хадисы, наши улемы пришли к заключению, что соблюдение поста Ашуро является сунной муаккада. Следуя этому, все мы должны стараться поститься в этот день.
* * *
Передается от Абу Саъида радиаллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто создает раздолье для своей семьи в день Ашуро, тому Аллах создает раздолье на весь год».
Передали Табарани и Байхаки.
Пояснения: Здесь под словом раздолье подразумевается свобода в еде, питье и веселье.