Радость наступления благословенного Рамадана связывается для верующих с обязательностью поста в течение всего этого месяца. Всевышний Аллах сказал о посте следующее: «Все дела сына Адама – ему, кроме поста; поистине, пост для Меня и Я вознагражу за это».
Для некоторых верующих пост - это повод к радости побед над нафсом, поэтому для них он скорее ассоциируется с духовным ростом, нежели тяготами тела.
Но стоит ли описывать, как много труда и выдержки нужно остальным верующим, которые, продолжая свои дела в том же темпе (работа, домашние и другие обязанности, не прекращающиеся в месяц Рамадан), воздерживаются от еды и питья. Тем более в такие длинные и жаркие летние дни, на которые выпадает в последние годы Рамадан.
И для тех, и для других воздержание требует усилий и стойкости в течение всего дня. Но в том ли главный смысл поста, чтобы просто не есть и не пить в определенный отрезок времени? Тогда это напоминает диету или краткосрочную голодовку. Чем в действительности и занимаются те верующие, которые еще не осознали смысла данного вида религиозной практики.
Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, сказал:
«Человек может не получить от поста ничего, кроме голода и жажды»[1]
В каких случаях это происходит? Когда человек оставил только еду и питье, но не оставил грехи, распущенность языка, праздное времяпрепровождение, обращенность сердца к мирскому; когда он не воспринял священное время с должной серьезностью и ответственностью перед Всевышним. Всевышний не нуждается в нашем отказе от еды и питья, если мы не отказываемся одновременно с этим и от грехов.
Пророк Мухаммадсаллаллаху алайхи васаллам, сказал:
«Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питье»[2]
«Ненастоящий» пост подобен всего лишь черпаку, который опустошает желудок от пищи. А «настоящий» - подобен наряду для души, надевая который душа преображается, очищается и становится достойной более высокого общества.
Как это возможно? Мы знаем, что в этом месяце благословенна каждая минута. Одной из особенностей его является многократно увеличивающееся воздаяние за благие дела. Сердце, покрытое мраком грехов, очищается за счет благих дел. Согласно хадису, в котором сказано: «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестаёт грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать всё сердце покрывалом».
Рамадан – это ограниченная во времени возможность сорвать с сердца покрывало, натянутое нами за предыдущие дни. Это возможность покаяться, простить и попросить прощения, снискать довольство и милость Всевышнего, особенно близкого к рабам в эти дни. Иными словами, Рамадан – это возможность начать новую, счастливую жизнь, под сенью довольства Всевышнего.
Мое предостережение для моих любимых братьев и сестер-мусульман состоит в напоминании, что весь этот месяц является священным временем, в котором Всевышний открыл для нас врата Своей особой милости и благословения. Для тех, кто отозвался на Его призыв, ждут райские дворцы Райана. Проводить это время в бесполезных мирских занятиях означает отвергнуть дар Всевышнего.
Чтение Куръана, совершение ночных намазов, налаживание отношений, раздача садака, благие слова и полезные дела, чтение салаватов Пророку Мухаммадусаллаллаху алайхи васаллам, поминание Всевышнего и много-много других деяний, на крыльях которых мы можем подняться над недолговечным миром и приблизиться к Прекрасному нашему Создателю. Каждая секунда на счету, братья и сестры. Ведь кто знает, предоставится ли нам такая возможность еще раз?..
[1] Ибн Маджа
[2] Бухари, 1903