Слово «фард» означает действие, выполнение которого требуется на основании религиозного доказательства, имеющего категоричный и обязывающий характер.
Термин «фард», наряду с ответственностью за выполнение требуемого действия, также выражает и обязательные для выполнения элементы этого действия. Например, чтение Корана, поясной и земной поклоны являются фардами намаза, то есть его обязательными элементами, в свою очередь и сам намаз является фардом, то есть обязательным видом поклонения.
Фарды делятся на два вида: шарт (условие) и рукн.
Шарт (условие) – это то, на чем основывается существование правового решения. Если не будет условия, то не будет и правового решения, однако наличие условия не требует наличия правового решения. Например, совершение малого омовения является обязательным условием намаза. Намаз, совершенный без омовения будет недействительным. Однако совершение омовения не означает выполнение намаза.
Рукн – это неотъемлемые и обязательные элементы, из которых состоит поклонение или какое-либо действие. Например, кыям, чтение Корана, поясной и земной поклоны являются рукнами намаза.
Шарты (условия) должны выполняться перед выполнением рукнов, если условия не выполнены, то не остается смысла в выполнении рукнов.
В посте также имеются определенные условия и рукны. Ниже мы расскажем сначала об условиях поста, а затем о его рукнах.
1. Условия, необходимые для того, чтобы пост стал обязательным:
Для того чтобы пост стал обязательным для какого-либо человека, необходимо, чтобы этот человек был мусульманином, разумным и совершеннолетним.
Для немусульман пост, также как и все другие виды поклонения, не является обязательным. Все виды поклонения, выполнение которых предписывает Ислам, обретают смысл лишь после того, как человек станет мусульманином. Если человек, исповедовавший иную религию, примет Ислам, он не должен возмещать пропущенные поклонения за прежние годы. Так как с принятием Ислама все прежние прегрешения человека полностью стираются, и он начинает совершенно новую жизнь. В связи с этим в Коране говорится: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (аль-Анфаль, 8/38).
Умственно неполноценный человек не ответственен за выполнение каких-либо видов поклонения. Так как религиозные обязанности возлагаются только на умственно полноценных и разумных людей.
Дети, не достигшие совершеннолетия, также не обязаны соблюдать пост. Так как религиозные обязанности вступают в силу с наступлением совершеннолетия.
2. Условия выполнения поста:
Каждый разумный и совершеннолетний мусульманин обязан соблюдать пост. Однако для фактического соблюдение поста требуется отсутствие таких уважительных причин, как болезнь, путешествие, глубокая старость, беременность, кормление грудью и работа в очень тяжелых условиях.
3. Условия действительности поста:
Для того чтобы соблюдаемый пост был действительным, необходимо наличие следующих условий:
а) Намерение.
Намерение – это осознание человеком того, что он совершает. Намерение является основным условием во всех видах поклонения. Без намерения ни одно поклонение не будет действительным. Поклонение – это действие, совершаемое рабом осознанно и по собственной воле, выполняемое по приказу Аллаха Всевышнего исключительно для того, чтобы заслужить Его довольство. Именно намерение отличает «действие по отказу от еды, питья и половой связи на время определенного промежутка дня» от диеты или голодания. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Деяния определяются по намерению. И каждому достанется то, что он намеревался сделать» (Бухари, Бадуль-Вахий, 1).
Для поста месяца Рамадан и для каждого поста, соблюдаемого в другое время, требуется отдельное намерение. Так как каждый день поста – это отдельное поклонение.
Намерение – это знание разумом и сердцем того действия, которое человек желает совершить. Намерение (ният): «Я намерился держать обязательный пост месяца Рамадан искренне, ради Аллаха Всевышнего». Место намерения – в сердце, поэтому произнесение вслух слов нията не обязательно. Намерение совершают обычно до начала рассвета каждого дня месяца поста, после последнего приема пищи (сухур), но можно сделать ният на пост следующего дня сразу после захода солнца.
б) Воздержание от всего того, что нарушает пост.
Для того чтобы начатый пост был действительным, необходимо воздерживаться от еды, питья и половых отношений от рассвета до захода солнца. Совершение какого-либо из этих действий до захода солнца нарушает пост.
в) Окончание менструации и послеродового кровотечения.
Женщинам в период менструации или послеродового кровотечения запрещено соблюдать пост.
Женщины восполняют пропущенные дни поста месяца Рамадан в другое время. Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) у нас были месячные, после которых очищались. Он говорил нам, чтобы мы восполняли пропущенные дни поста, но не говорил, чтобы мы восполняли пропущенные намазы» (Тирмизи, Саум, 67).
г) Соблюдение поста в отведенное время.
Пост соблюдается в течение светлого времени суток. Это условие обязательно для любых видов поста, будь то фард, ваджиб или добровольный пост. Светлое время суток начинается с рассвета и продолжается вплоть до захода солнца.
Пост, соблюдаемый ночью, будет недействительным, так как Аллах Всевышний разрешил совершать ночью те действия, которые нарушают пост, сказав об этом в Коране следующее: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакара, 2/187).
Кроме того, основной мудростью того, что пост стал обязательным, является воспитание духа и богобоязненность, добиться которых ночью, предназначенной для отдыха и сна, невозможно.
Islam-Today
.