Теперь ознакомимся с одним из самых трогательных моментов хаджа - обходом Каъбы.
Всевышний Аллах сказал:
«И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: «Очистите Мой дом для совершающих обход, и постоянно предающихся, и совершающих рукуъ, и падающих ниц!»(Бакара, 125).
Всевышний Аллах говорит, что Он велел очистить Байтуллах (Дом Аллаха) для прибывающих с окрестностей и совершающих таваф, проживающих здесь постоянно, совершающих рукуъ и сажду. Это примечание показывает, насколько дурным делом было осквернение арабскими мушриками этой священной обители духовной поганью - более чем тремястами шестьюдесятью идолами, догмами многобожия.
Всевышний Аллах сказал в суре «Хаджа»:
«И вот Мы определили для Ибрахима место Дома: «Не придавай в сотоварищи Мне ничего и очисти Мой дом для совершающих таваф, и выстаивающих (ночи в поклонении), и преклоняющихся, поклоняющихся ниц» (аят 26).
В этом аяте речь идет о возведении и тавафе Байтуллаха:
«И вот Мы определили для Ибрахима место Дома...»
Сам Всевышний Аллах определил место для возведения Величественной Каъбы. И определил это Своему пророку – Ибрахиму алайхиссалам. После того, как по велению Аллаха Ибрахим алайхиссалам вместе со своим сыном Исмаилом алайхиссалам окончили возведение Байтуллаха, был ниспослан аят:
«Не придавай в сотоварищи Мне ничего...»
Всевышний Аллах велит: «Не придавай Мне в сотоварищи никого и ничего в мире». Нельзя придавать никого в сотоварищи Владельцу Байта. Нет у Него товарищей, помощников. Однако нечестивые из курейшитов, проживая в окрестностях Байта, признавали бесчисленных идолов сотоварищами Аллаху и поклонялись им. При этом, установив внутри Байтуллаха триста шестьдесят идолов, выступая хозяевами Заповедной Мечети, преграждали мусульманам вход в него.
«...очисти Мой дом для совершающих таваф, и выстаивающих (ночи в поклонении), и преклоняющихся, поклоняющихся ниц».
Эти качества, провозглашаемые Владельцем Байтуллаха – Всевышним Аллахом его строителю – Ибрахиму алайхиссалам, относятся мусульманам. Именно они вправе претендовать на Байтуллах, Заповедную Мечеть, а не многобожники из курейшитов.
* * *
Передаётся от Аиши радияллаху анха:
«Первое, с чего начал Пророк саллалаху алайхи васаллам по прибытии в Мекку – совершил омовение и таваф Байта».
Передал Бухари.
Пояснение: Это называется тавафул-кудум – обход прибытия. Совершение этого тавафа является сунной.
* * *
Передаётся от Ибн Умара радияллаху анху:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал таваф в хадже или умре, сперва совершал три тавафа Байта ускоренно. Затем (совершал) четыре (тавафа) ходьбой. Затем совершал две саджды (ракъата). Потом совершал саъй между Сафой и Марвой».
Передали пятеро.
Пояснение: Ускоренное совершение первых трех тавафов называется «рамл». При этом таваф совершается богатырскими шагами. А остальные четыре тавафа совершаются обычной, неторопливой ходьбой. После семикратного тавафа совершаются два ракъата намаза на Макаме Ибрахима. Потом совершается семикратный саъй между Сафой ва Марвой.
* * *
Слова Тирмизи:
«По прибытии в Мекку Пророк саллаллаху алайхи васаллам вошел в Мечеть, почтил хаджар (истилам). Затем пошел вправо от него, совершил три рамла и четыре ходьбы. Затем пришел к макаму (Ибрахима) и сказал: «И берите место стояния Ибрахима местом намаза», совершил два ракъата (намаза). Место (Ибрахима при этом было) между ним и байтом. Затем подошел к хаджару и почтил его (истилам). Потом вышел к Сафе. Думаю, (он саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Поистине, Сафа и Марва – из примет (религии) Аллаха».
В другом предании:
«Когда Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам совершал таваф, совершал его сперва три раза трусцой и четыре раза –ходьбой».
Пояснение: В этом предании речь идет о порядке первоначальных действий, совершаемых Пророком саллалаху алайхи васаллам по вступлении в Мекку. Пророк саллалаху алайхи васаллам по прибытии в Мекку:
1. Вначале входил в Заповедную Мечеть.
2. Почтил Хаджарул-Асвад – черный камень (совершил истилам).
3. Направлялся в правую сторону, чтобы совершить таваф.
4. Три тавафа совершал неторопливым бегом – рамл.
5. Остальные четыре совершал простой ходьбой.
6. Затем, придя к макаму (месту Ибрахима), говорил: «И берите место стояния Ибрахима местом намаза» и совершал два ракъата намаза.
7. Затем еще раз совершал истилам Хаджарул-Асвада.
8. После этого, взойдя на Сафо, говорил: «Поистине, Сафа и Марва – из примет (религии) Аллаха», и начинал саъй.
Каждый паломник, совершающий хадж или умру, стремится совершать эти действия именно в этом порядке, следуя Пророку саллалаху алайхи васаллам.
* * *
Передаётся от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Прибыли Пророк саллалаху алайхи васаллам и его сподвижники. Тогда мушрики сказали: «Поистине, прибывает к вам группа тех, кого изморила лихорадка Ясриба». Пророк саллалаху алайхи васаллам велел им (сподвижникам) совершить три обхода рамлом и ходить между двумя рукнами. Лишь жалость к ним удержала (его саллалаху алайхи васаллам) велеть им (сподвижникам) совершить все тавафы рамлом».
В другом предании добавлено:
«Тогда мушрики сказали: «И это те, о которых вы думали, что их изморила лихорадка?! Да они крепче того-то и того-то!».
Передали пятеро.
Пояснение: Здесь речь идет о том, как сподвижники во главе с Пророком саллалаху алайхи васаллам прибыли совершить умру, пропущенную в прошлом году, когда было заключено худайбинское соглашение.
«Тогда мушрики сказали: «Поистине, прибывает к вам группа тех, кого изморила лихорадка Ясриба»
Чтобы посмеяться на мусульманами, они вошли в Заповедную Мечеть поглядеть на них. Посланник Аллаха узнал об этих разговорах мушриков и принял меры против них.
«Пророк саллалаху алайхи васаллам велел им (сподвижникам) совершить три тавафа рамл и ходить между двумя пределами».
В первых трех тавафах велел сподвижникам расправить плечи и ходить богатырским шагом, чтобы мушрики увидели, что перед ними совершают таваф Байтуллаха не изморенные, слабые люди, а мусульмане, сильные духом и телом. Вместе с тем он саллаллаху алайхи васаллам разрешил им идти не рамлом, а простыми шагами между двумя рукнами - йеменским пределом и пределом Хаджарул Асвада, так как в этой стороне не было разглядывающих их мушриков.
«Лишь жалость к ним удержала (его саллалаху алайхи васаллам) велеть им (сподвижникам) совершить все тавафы рамлом».
Почтенные сподвижники проделали долгий и трудный путь в Благодатную Мекку. Любящий их Пророк саллаллаху алайхи васаллам не смог велеть им совершать все тавафы рамлом. Но им было достаточно совершить первые три тавафа рамл, чтобы повергнуть врагов в уныние. Почтенные сподвижники великолепно исполнили это повеление Пророка саллалаху алайхи васаллам.
«Тогда мушрики сказали: «И это те, о которых вы думали, что их изморила лихорадка?! Да они крепче того-то и того-то!».
Поэтому до сего дня это стало сунной для мусульман.
* * *
Передается от Умму Саламы радияллаху анха:
«Я пожаловалась Пророку саллалаху алайхи васаллам на свой недуг. (Он саллалаху алайхи васаллам) сказал:
«Совершай таваф за людьми, верхом».
Я совершила таваф. А Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам совершал намаз возле Байта, читая «Ват-Тури ва китабим мастури».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис является доказательством того, что больным, слабым людям и тем, кто не имеет возможность передвигаться, так же дозволено совершать хадж. Когда мать правоверных Умму Салама радияллаху анха не смогла из-за болезни совершать таваф на своих ногах, Пророк саллалаху алайхи васаллам велел ей исполнить таваф, сидя верхом. Поэтому до сих пор людям, не имеющим возможности совершать таваф и другие обряды хаджа на ногах, помогают исполнить таваф, саъй и другие деяния, перенося их на носилках.