Киран – третий вид хаджа, при котором в месяцы хаджа завязывается ихрам с намерением совершить хадж и умру вместе.
Передаётся от Анаса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам совершил в Медине полуденный намаз в четыре ракъата и совершил послеполуденный намаз в Зулхулайфе в два ракъата. Затем заночевал там же. На рассвете сел (на верблюдицу). Когда (верблюдица) поднялась с ним на Байду, (он саллалаху алайхи васаллам) восхвалил Аллаха и пречистил и возвеличил. Затем произнес талбию с намерением хаджа и умры. Люди также произнесли талбию с намерением на них. Когда мы прибыли, (он саллалаху алайхи васаллам) приказал людям и те вышли из ихрама. Наконец, наступил день тарвии произнесли талбию с намерением хаджа.
Пророк саллалаху алайхи васаллам стоя заколол своего (жертвенного) верблюда, а в Медине заколол двух рогатых баранов».
Передали Бухари, Абу Давуд и Ахмад.
Пояснение: Байда – название пустынной местности, расположенной между Меккой и Мединой ближе к Мекке.
События, описанные в этом хадисе, мы встречаем и во многих других преданиях. Однако в этом предании особо указывается, что Пророк саллалаху алайхи васаллам и некоторые сподвижники вознамерились совершить хадж киран, объединив хадж и умру.
О том, что Пророк саллалаху алайхи васаллам собственноручно заколол шестьдесят три верблюда из тех, которые были пригнаны для жертвоприношения. Но о том, что по возвращении из хаджа в Лучезарную Медину он саллалаху алайхи васаллам заколол двух рогатых баранов и устроил угощение, упоминается лишь в этом предании. Из этого хадиса мы узнаем, что в шариате не запрещается устраивать торжества в связи с возвращением из хаджа.
* * *
Передаётся от него же:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам произносил талбию, объединив хадж и умру. (Он саллалаху алайхи васаллам) говорил «Лаббайка умротан ва хаджжан».
Передали четверо.
* * *
Передаётся от Умара радияллаху анху:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам сказал в долине Акийк: «Этой ночью ко мне явился (гонец) от моего Господа и сказал: «Соверши в этой благословенной долине намаз и скажи: «Умротан фии хаджжатин».
Передали Бухари, Абу Давуд и Ахмад.
Пояснение: Акийк – название долины в четырех милях от Лучезарной Медины.
«Гонец» – Джабраил алайхиссалам.
«Умротан фии хажжатин» (умра в хадже) – указание на совершение кирана.
Как мқ видим из этого хадиса, по велению Аллаха Пророк саллалаху алайхи васаллам в своем прощальном хадже сменил свое прежнее намерение на хадж киран.
* * *
Передаётся от Аиши радияллаху анха:
«Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал: «У кого с собой жертвенное животное, пусть вознамерится на хадж и умру. Затем не выходит (из ихрама), пока не выйдет их них (обоих) вместе».
Передали трое.
Пояснение: Это означает, что он сразу выйдет из ихрама, совершив и умру, и хадж.
* * *
Передаётся от Мутаррифа радияллаху анху:
«Имран ибн Хусойн сказал мне: «Раскажу тебе хадис. Может, Аллах сделает его тебе полезным. Поистине, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совместил хадж и умру, потом не запрещал это до самой кончины. Не был ниспослан и Куръан (аят), запрещающий его. Действительно, я приветствовался (ангелами), пока я не лечился прижиганием. Тогда я был покинут. Затем я прекратил прижигание, и (приветствие) возобновилось».
Передал Муслим.
Пояснение: И в этом предании упоминается хадж киран и указывается на отсутствие запрета на него.
Имран ибн Хусойн радияллаху анху страдал геморроем и применял различные способы для избавления от него. Так, он попробовал лечиться и прижиганием, но это ему не помогло. Его слова, приведенные в этом предании, сказаны на основе этих опытов.
Абу Давуд радияллаху анху говорил:
«Этот Имран слышал приветствия ангелов. После лечения прижиганием это прекратилось. Когда же он оставил прижигание, приветствия возобновились».
Все это касается лично Имрану ибн Хусойну радияллаху анху. Ангелы действительно приветствовали его. Когда же он начал прижигать (геморрой) мишкасом (инструмент для прижигания), чтобы исцелиться от своего недуга, приветствия ангелов прекратились. Забеспокоившись, он сообщил об этом Пророку саллалаху алайхи васаллам. Он саллалаху алайхи васаллам предложил выбрать одно из двух: либо приветствия ангелов, либо избавление от недуга. Тот выбрал приветствия ангелов. Когда он прекратил прижигание, ангелы снова стали приветствовать его.
* * *
Передаётся от Джабира радияллаху анху:
«Поистине, Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам совершил киран, совместив хадж и умру, совершил ради них (хаджа и умрe) один таваф».
Передал Термизи.
Из "Книги хаджа и умры"