.
Кого приносили в жертву в действительности — Исмаила алайхиссалам
или Исхака алайхиссалам?
Среди ученых существует разногласие по поводу вопроса: Исмаил алайхиссалам ли был зарезан Ибрахимом алайхиссалам, или все же резали Исхака алайхиссалам?
По мнению преобладающего большинства ученых это был Исмаил алайхиссалам и это мнение достовернее остальных. И этому есть доказательство: Всевышний Аллах, излагая историю жервоприношения Ибрахимом своего сына, далее сказал:
«Мы благовестили его об Исхаке, а за ним — о Яъкубе».
Следовательно, из аята выясняется, что событие жертвоприношения произошло до известия об Исхаке алайхиссалам. А это значит, что о заклании Исхака алайхиссалам не может быть и речи.
Вторым тонким доказательством является следующее: Во время закалывания ребенок еще не был достигшим совершеннолетия. Потому в аяте сказано: «Когда же мальчик стал ходить вместе с ним…». А это состояние имело место задолго до его совершеннолетия. С другой стороны, в аяте говорится о том, что Исхак алайхиссалам будет иметь потомство, а именно, от Исхака алайхиссалам на свет придет Яъкуб. Следовательно, Исхак алайхиссалам не будет зарезан, напротив, от него родятся на свет дети. Ели бы должен был быть зарезан в жертву Исхак алайхиссалам, то у него и его отца заранее была бы уверенность в результате заклания — уверенность в том, что он не умрет, ведь Сам Всевышний Аллах благовестил о рождении Яъкуба алайхиссалам от Исхака алайхиссалам. И как же может умереть ребенок, которому суждено иметь потомство? К тому же, как же быть в ином случае со словами Аллаха: «Это было великим испытанием». Не получится ли так, словно Аллах Сам предрекает благой исход, дескать ты режь, ребенок все равно не умрет, он еще станет отцом для своего потомства»? А для Исмаила алайхиссалам такого предсказания не было. По этой самой причине становится ясным, что принесенным в жертву ребенком был ни кто иной, как Исмаил алайхиссалам.
Философия жертвоприношения и его цель
На самом деле арабское слово «курбан», что мы переводим как «жертвоприношение», имеет значение «близость», «сближение». Как излагается в книге «Суррах», жертвоприношение это такое деяние, посредством которого достигается близость к Аллаху.
Например, «Я, достиг близости к Аллаху». Потому что, делая жертвоприношение, человек преследует цель стать ближе к Аллаху. Поэтому это действие называется «курбанлык» — «жертвоприношение».
На самом деле жертвоприношение, говоря упрощенно, это всего лишь учение. Его может постичь как невежда, так и ученый. Это учение состоит в том, что Всевышний Аллах не нуждается ни в чьей-то крови, ни в мясе. Его достоинтсов превыше этого — Он Сам дает пропитание всем, тогда как Сам вообще не питается. Возможно, Он желает поучать: «Вы также станьте при Аллахе пожертвовавшими собой». Это достигается принесением вами в жертву вместо вашей жизни какого-нибудь дорогостоящего животного.
Для человека нет любимее никого, кроме Аллаха и его Посланника саллаллаху алайхи васаллам. И теперь полагается, чтобы Господу всех миров, Самому Любимому Творцу было преподнесено то, что наилюбимее для нас самих. Для человека, наилюбимой, после любви к Аллаху и Его Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, является его собственная жизнь. Всевышний Аллах же не повелел нам приносить в жертву свои жизни ради Его довольства, а приказал взамен этого приносить в жертву какое-нибудь животное. А это и есть проявление Его бескрайней милости к нам.
.