.
Принесение почтенным Ибрахимом алайхиссалам
в жертву своего сына Исмаила алайхиссалам
100. Господь мой! Даруй мне [потомка] из праведников!
101. Так, Мы благовестили его о кротком мальчике.
102. Когда же он (мальчик) достиг состояния [возраста] ходить с ним, он сказал: «О сынок мой, поистине, я вижу во сне, как закалываю тебя (в жертву), и посмотри, что ты думаешь». Он сказал: «О отец мой, делай, что тебе повелено; ты непременно найдешь меня, если пожелает Аллах, из терпеливых».
103. Когда же они оба покорились [воле Аллаха] и уложил [Ибрахим] его лбом ниц.
104-105. И воззвали Мы к нему: «О Ибрахим! Действительно ты подтвердил свое сновидение! Поистине, вот так Мы воздаем благодетелям!»
106. Поистине, это несомненно и есть явное испытание!
107. И искупили Мы его великой жертвой.
108. И оставили Мы о нем (доброе воспоминание) среди последующих:
109. «Салам (мир) Ибрахиму!» (Сура «Соффат», аяты 100-109).
Когда Ибрахим алайхиссалам достиг земель Шама (исторической Сирии), он произнес следующую мольбу: «Господь мой! Даруй мне [потомка] из праведников!». И Мы благовестили его радостной вестью о добродушном и кротком сыне.
Впоследствии, Ибрахим алайхиссалам, прежде чем рассказать уже теперь достигшему определенного возраста сыну о своем сне, в котором он закалывает его, призадумался: как отнесется мой сын, будет ли моим сторонником и примет ли повеление Аллаха или воспротивится? Я знал его желания в раннем возрасте. Но теперь, когда тот уже достиг такого возраста, что мог ходить рядом с ним, Ибрахиму алайхиссалам приснился сон, как закалывает своего сына.
Примечание. По словам сподвижника Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, сны всех пророков Всевышнего Аллаха представляют собой вахий. Именно поэтому Ибрахим алайхиссалам, данным ему поручением во сне, собрался принести в жертву своего сына Исмаила алайхиссалам.
Он долго думал, каким образом донести это до своего сына. Он представлял себе, как примет сын эту весть. «Если сын в этом вопросе выкажет мне единодушие — хорошо, если же он будет противиться, я объясню ему. После долгого размышления об этом он сказал Исмаилу алайхиссалам: «О сын мой, я (часто) вижу во сне, как закалываю тебя в жертву. Теперь ты сам подумай, как ты отнесёшься к этому». Тот сказал: «О отец мой, зачем тебе спрашивать мое мнение об этом, исполни то, что повелено (тебе Превсевышним Аллахом во сне). Ин шаа Аллах, ты найдешь меня из терпеливых». Когда же они оба покорились вахий Аллаха и Ибрахим алайхиссалам положил Исмаила алайхиссалам лбом ниц к земле для заклания и готов был отсечь голову, Всевышний Аллах воззвал к нему: «О Ибрахим, ты и в правду воплотил свой сон. Теперь же Мы отменяем этот приговор, оставьте его. Жизнь Исмаила алайхиссалам сохранена. Он привознесен и одарен высшими степенями. Конечно, Мы так вознаграждаем искренних рабов, творящих прекрысные деяния».
Это действительно было большим испытанием. Его мог выдержать только совершенный, преданный раб, другому человеку такое не было дано. Мы вместо (Исмаила) преподнесли взамен (то есть спустили из рая) (Ибрахиму) большого (барана) для закалывания при жертвоприношении. И Мы оставили среди будущих поколений об (Ибрахиме прекрасные хвалебные воспоминания). «Да будет салам (мир) Ибрахиму!». Так, до сегодняшнего дня к его имени добавляется «алайхиссалам». Мы так вознаграждаем искренних рабов.
(Байанул Куръан, «Суратус соффат», аяты 100-109)
История начала жертвоприношения
Ибрахиму алайхиссалам во сне было повеление: «Принесите Нам в жертву своего сына». Воистину, самое дорогое, что есть у человека это его жизнь, следующее, это жизнь его детей. Ибрахим алайхиссалам рассказал об этом повелении Исмаилу алайхиссалам. Самое удивительное в этой истории, это согласие Исмаила алайхиссалам с этим приговором. В это время ему было около тринадцати лет, он был готов пожертвовать собой ради исполнения повеления Всевышнего Аллаха. Ибрахим алайхиссалам к этому времени был уже в статусе пророка, познавший своего Господа и получивший прозвище «друг Аллаха». И неудивительно, что что имея такой высокий статус, Ибрахим алайхиссалам готов был принести в жертву своего сына, а Исмаил алайхиссалам также, не раздумывая ни на миг, дал согласие принести себя в жетрву.
В действительности это было из прекрасных достоинств Ибрахима алайхиссалам, и это послужило причиной тому, что и дети его так же возлюбили Аллаха.
Так, например, Исмаил алайхиссалам сказал: «О отец мой, исполни то, чему тебя повелевал (во сне Всевышний Аллах). И ты найдешь меня, ин шаа Аллах, из терпеливых».
Ибрахим алайхиссалам уложил своего сына на жертвенник ниц челом и начал резать, с силой проведя ножом по горлу, и увидел, что не было и следа от резания. Потому что Ибрахиму алайхиссалам было приказано «резать», а ножу приказано «не резать». Ибрахим алайхиссалам в гневе сказал ножу: «Что же с тобой происходит, почему ты не режешь?!» Нож ответил: «О Ибрахим! Ты делай свое дело, я буду делать свое. Ибо тебе приказано исполнить одно дело, а мне приказано другое».
На самом деле, с ситуативной точки зрения все это считается воздействующими факторами, однако нет другой воздейтсвующей силы, кроме как Самого Всевышнего Аллаха. Все эти причины могуть иметь силу воздействия лишь после Его повеления и с Его дозволения.
В действительности ножу было приказано «Затупись», и он стал тупым, Ибрахиму алайхиссалам было приказано «Режь», и он стал резать. В это самое время с неизвестно откуда раздался голос: «О Ибрахим, ты и в правду воплотил свой сон». Вследствие таких усилий Ибрахима алайхиссалам заклание обрело завершение.
Всевышний Аллах дал черезвычайно высокую оценку его действиям. Потому как он исполнил повеленное ему дело со всей ответственностью так, как подобало исполнить это дело. Когда он, уложив своего сына, начал заклание и провел ножом по его горлу, он еще не знал о том, что ножу приказано затупиться и что он не будет резать. Возможно, он думал, что сейчас проведет ножом по голрлу сына и с ребенком будет покончено. Ибо во сне он видел, как уже зарезал сына. Теперь же результат происходящего не зависел от его воли. Хотя нож и не резал, тем не менее он исполнил великое дело.
Всевышний Аллах смилостивился сказать: «Поистине, вот так Мы воздаем благодетелям!».
«Поистине, это несомненно и есть явное испытание!»
«И искупили Мы его великой жертвой».
Как-то сподвижники спросили пророка саллаллаху алайхи васаллам: «О Посланник Аллаха, в чем истина жертвоприношения»?
Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил:
«Это обычай Ибрахима алайхиссалам, вашего кровного или духовного отца»
В сущности, то, что мы приносим в жертву животных, является возмещением взамен наших жизней и жизней наших детей. По милости Всевышнего Аллаха шариатским правилом стало принесение в жертву животных вместо наших жизней.
Вывод из этого благородного хадиса заключается в том, что жертвоприношение является сунной Ибрахима алайхиссалам и внедрилась эта сунна его закланием своего сына. Затем Всевышний Аллах дал барана взамен сына. Из этого следует, что приношение в жертву животного равносильно приношению в жертву сына. Потому, что у Ибрахима алайхиссалам было именно так.
В хадисул кудси, Всевышний Аллах говорит: «Я таков, каково обо Мне предположение Моего раба». Раз так, то наше предположение (вера) о жертвоприношении должно быть твердым образом таким: «Принесение нами в жертву животных равносильно по статусу закланию собственных сыновей, и нам от этого достается такой саваб, какой заслужил Ибрахим алайхиссалам при заклании своего сына». Но если кто-то сочтет, что принесение в жертву животного не является возмещением вместо жертвования собственного сына, а лишь является простым резанием барана, то он волен поступать по-своему.
(«ас–Савал фиш Шаввал», стр. 182-183)
.