Среда, 9 ноября. 13 Зул-Хиджжа
Сегодня последний, четвертый день бросания камней. Сегодня бросали камни те, кто остался, не уехав вчера.
Всевышний Аллах говорит:
«И помните Аллаха в считанные дни. Кто же поторопился в два дня, нет греха на нем, а кто опоздал, то нет греха на нем – тому, кто стал богобоязнен. Бойтесь Аллаха и знайте, что поистине, вы к Нему будете собраны!» (Сура «Бакара», аят 203).
«Считанные дни» – это три дня после Праздника Жертвоприношения.
Почтенный Абдуллах ибн Аббас говорил: «Считанные дни – это дни Ташрика».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Дни Арафы, жертвоприношения и ташрика – это праздник приверженцев Ислама, дни кушанья и питья».
Следовательно, дни Арафа и Ийдул Адха не входят в дни ташрика.
В этом аяте Всевышний Аллах велит помнить и искренне поклоняться Ему в считанные дни.
«И помните Аллаха в считанные дни».
Передается от Икримы радияллаху анху:
«Слова «И помните Аллаха в считанные дни» означают произношения такбира ташрик в дни ташрика после предписанных намазов. Но во время хаджа это означает бросание камней в шайтана. Перед тем как бросать каждый камень, произносят «Бисмиллахи, Аллаху акбар!». Каждый день бросает по семь камешков в трех местах – всего двадвать один камешек. Нет греха в том, что бросать камни за два дня и торопясь, уехать из Мино».
* * *
«Кто же поторопился в два дня, нет греха на нем».
Также нет греха, если паломник пожелает остаться и бросит камешки в третий день.
«…а кто опоздал, то нет греха на нем – тому, кто стал богобоязнен».
После этого Аллах напоминает, что хадж также является местом богобоязненности, а скопление людей на хадже напоминает сборище Судного Дня:
«Бойтесь Аллаха и знайте, что поистине, вы к Нему будете собраны».
Кто останется и на четвертый день, бросание камней в трех местах начнется после склонения солнца от зенита и продолжится до захода солнца.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Каждый раз, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам бросал камень вблизи мечети Мино, бросал семь маленьких камешков. При каждом бросании произносил такбир, а затем проходил вперед и молился, подняв руки и повернувшись к кибле. Он оставался там долго.
Затем подходил ко второму месту бросания камней. И здесь он бросал каждый из семи камней с такбиром. Затем переходил влево, ближе к долине. Затем останавливался там и молился, подняв руки и повернувшись к кибле.
Потом подходил к месту бросания камней в Акабе. И здесь он бросал каждый из семи камней с такбиром. Затем отходил, отвернувшись и не останавливался возле него».
Передали Бухари и Абу Давуд.
* * *
Каждый паломник, бросая камни, должен вспоминать, как шел Ибрахим алайхиссалом пожертвовать своего любимого сына, повинуясь велению Аллаха, как шайтан преградил им путь, горя от зависти при виде этих великих людей, готовых ради довольства Господа на все, как он тщетно пытался сбить с пути то отца, то сына и как Ибрахим алайхиссалом прогнал его, забросав камнями.
Да, бросание камней – это символ готовности мусульманина выполнить какое бы то ни было веление Аллаха, беспрекословного повиновения Ему. В то же время это символ изгнания любых проявлений зла и распутства.
Досточтимый шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф и его спутники приняли участие в бросании камней и в четвертый день, помолились Аллаху после выполнения сегодняшних обрядов.