Передаётся от Аиши радияллаху анха:
«Мы вышли вместе с Пророком саллалаху алайхи васаллам в прощальном хадже. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал: «Кто вознамерился совершить хадж и умру, пусть сделает это. Кто вознамерился совершить хадж, пусть сделает это. Кто вознамерился совершить умру, пусть сделает это».
Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам произнес талбию с намерением на хадж. (Некоторые) люди произнесли талбию вместе с ним. (Другие) люди произнесли талбию с намерением на обоих. (Другие) люди произнесли талбию с намерением на умру. Я была из тех, кто произнес талбию для умры. Затем Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал:
«Те, у кого с собой жертвенное животное, пусть произнесет талбию с намерением на хадж вместе с умрой. Потом они не выйдут из ихрама, пока выйдут из них обеих».
Я прибыла в Мекку. У меня былт месячные. Я не совершила ни таваф Байта, ни саъй между Сафой и Марвой. Я пожаловалась об этом Пророку саллалаху алайхи васаллам. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал:
«Распусти волосы и причешись. Вознамерись на хадж. Оставь умру».
Я сделала так. Когда мы закончили хадж, Пророк саллалаху алайхи васаллам отправил меня вместе с Абдуррахманом ибн Абу Бакром в Танъийм и я совершила умру. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал:
«Это – место твоей умры».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Мать правоверных Аиша радияллаху анха вышла в путь с намерением совершить умру. Однако ей стало невозможно исполнить это поклонение из-за начала месячных. Тогда Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам велел отменить ей намерение умры и вознамериться на хадж. Это называется включением хаджа в умру.
В этом хадисе говорится, что Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам произнес талбию с намерением на хадж. В предыдущих преданиях было сказано: «…Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам совершил киран, совместив хадж и умру…».
Как же это понять?
Какое из этих двух преданий верное?
Если совершена ошибка, то кем и когда?
В таких случаях хадисоведы стараются согласовать смысл противоречивых преданий. Каким же образом можно согласовать два различных смысла этих преданий?
Это очень просто. Для этого достаточно лишь внимательно прочесть оба предания. Пророк саллалаху алайхи васаллам, отправляясь в путь, намеревался совершить только хадж. Свидетели этого его намерения передают именно это. После, в долине Акийк, Посланник Аллаха соединил хадж и умру и произнес намерение совершить киран. Свидетели же данного случая передали ставшие известные им сведения.
Из данного предания становится ясно, что люди, вышедшие в путь вместе с Посланником Аллаха саллалаху алайхи васаллам, в зависимости от своих возможностей и пожеланий, вознамерились по-разному.
Сама Аиша радияллаху, которая передает этот хадис, вознамерилась сначала на умру. Давайте послушаем об этом от самой почтенной Аиши радияллаху анха:
Я была из тех, кто произнес талбию для умры. Затем Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал:
«Те, у кого с собой жертвенное животное, пусть произнесет талбию с намерением на хадж вместе с умрой. Потом они не выйдут из ихрама, пока выйдут из них обеих».
Я прибыла в Мекку. У меня былт месячные. Я не совершила ни таваф Байта, ни саъй между Сафой и Марвой. Я пожаловалась об этом Пророку саллалаху алайхи васаллам. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал:
«Распусти волосы и причешись. Вознамерись на хадж. Оставь умру».
Я сделала так. Когда мы закончили хадж, Пророк саллалаху алайхи васаллам отправил меня вместе с Абдуррахманом ибн Абу Бакром в Танъийм и я совершила умру. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал:
«Это – место твоей умры».
Эта цитата дает нам знать, каким образом паломник должен совершать уиру после прибытия в Мекку.
Значит, каждый паломник, который вознамерился совершить умру, сначала должен отправиться в Танъийм, чтобы выйти из заповедной территории. Потому что если человек, намеревающийся совершить умру, должен выйти за её пределы. Без этого нет умры. Ибо «умра» означает «паломничество», а паломничество не совершается по месту нахождения, для этого нужно прийти со стороны. Танъийм же является ближайшей границой заповедной территории. Это место сейчас называется «Мечетью Саййиды Аиши» в честь того, что мать правоверных Аиша по велению Пророка саллалаху алайхи васаллам отправилась на Танъийм вместе со своим братом Абдуррахманом ибн Абу Бакром и завязала здесь ихрам для умры.
Никто и никогда не говорил, что можно совершать умру, завязав ихрам, находясь в Мекке. Никто не вправе так говорить.
Продолжение следует...
Из "Книги хаджа и умры"