.
Явные и скрытые составляющие жертвоприношения и присущий этому обряду дух
Сны пророков алайхиссалам представляют собой вахий и они правдивые, вещие. Также Ибрахим алайхиссалам видел во сне, как он закалывает своего сына. Так, это было и вахий. По этой причине признание, что заклание потомка свершилось, стало верным как по шариату, так и по смыслу (лексически). После свершении заклания в другом заклании не было необходимости. После того, как Ибрахим алайхиссалам окончательно прошел испытание, Всевышний Аллах ниспослал из рая барана взамен Исмаила алайхиссалам. Это и стало внешним воплощением жертвоприношения.
Внутренним содержанием в жертвоприношении является то, что человек закалывая своего сына, убивает себя. В благородном хадисе сказано: «Во всем присутсвует внешнее (явное) и внутреннее (скрытое)». Так и в жертвоприношении есть и внешнее проявление, как сказано выше, есть и внутреннее содержание, а именно дух жертвоприношения, то есть принесение в жертву своего нафса — своих страстей и желаний. И закалывание сына представляет собой дух такого жертвоприношения. Следовательно, суть жертвопронишения состоит в убиении собсбтвенного нафса. Посредством этого Ибрахим алайхиссалам смог пойти на убийство сына. Ему повелевалось заколоть не себя, но было повелено убить собственного сына. А ведь как же тяжко для нафса убить собственного сына! Легче убить себя, чем сына. Ни один отец, будучи в здравом уме, не согласится убить собственного ребенка. Это и есть понятие фанаун нафс (противодействие нафсу, усмирение его), что существует в шариате, и означает пойти против страстей нафса, собственного эго, что проявилось, когда он принес в жертву своего сына.
Противоречит ли какому-нибудь шариатскому тексту (Куръану или хадисам) то, что мы выше назвали внутренним (сокрытым) содержанием жертвоприношения?
Следует помнить: Ни одно слово истинных суфийев не противоречит Куръану или хадисам. Если противоречит, значит это не относится к тасаввуфу (суфизму), возможно, это ересь (зиндиклик).
Вывод таков, что, в каждом ибадате существует явная (внешняя) сторона, равно как и сокрытая (внутренняя) — дух ибадата. Духом же жертвоприношения является фанаун нафс — усмирение нафса посредством заклания собственного сына
Как мы уже отмечали, фанаун нафс означает идти против собственных страстей и желаний. Например, если Ваш нафс (Ваше эго) желает совершить 4 ракъата намаза, Вы доведите его до 8 ракъатов, если нафс желает совершить добровольный намаз, избегая добровольного поста, Вы выберите добровольный пост.
Таким образом, духом жертвоприношения является фанаун нафс. В котором жертвоприношении нет фанаун нафса, то в нем нет духа. В котором же жертвоприношении отсутствует дух, оно не состоятельно.
Повеление к жертвоприношению содержит также смысл уподобления совершающим хадж.
Не ошибемся, если скажем, что для людей, не совершающих хадж, жертвоприношение стало ваджибом (обязательным) дабы они тоже могли уподобиться хаджиям. Люди, не имеющие возможности посетить Мекку и совершить обязательные обряды паломников, приносят в жертву животное из стремления походить на хаджи своим жервоприношением. Ибо если во время хаджа произносятся талбия, то и здесь произносится такбирул ташрик. Когда каждый разумный, достигший зрелости мусульманин в дни ташрика совершает намаз в составе общины, ему надлежит (ваджиб) произносить такбир. А для тех, кто совершает намаз в одиничестве, это деяние является мустахабом.
Также для решившегося на жертвоприношение желательно (мустахаб) не стричь волосы, бороду и ногти с начала месяца Зулхиджы. Таково положение и для совершающих хадж. А если те, кому делать жертвоприношение не является ваджибом, но поступили именно так, получат большие награды. По вышеприведенным примерам мы выяснили, что обряд жертвоприношения походит на совершение обрядов хаджа.
В благородных хадиси говорится:
«Некий человек спросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
— В чем суть совершения хаджа?
Он алайхиссалам ответил:
— Произносить талбию громким голосом и пустить кровь жертвенного животного».
Из этого хадиса очевидно, каково значение жертвоприношения в совершении хаджа, хотя в сущности жертвоприношение не является одним из столпов в совершении хаджа. Но в силу того, что жертвоприношение близко связано с хаджем, Пророк саллаллаху алайхи васаллам назвал это сущностью хаджа. Решившие совершить хадж начинают готовиться к нему сразу же после завершения месяца Рамадан. У тех, кто не имеет возможности совершить хадж, сердца наполняются грустью. В это время в сердце каждого мусульманина внутренний голос говорит: «Вот бы и мне совершить хадж когда-нибудь». Намерение каждого правоверного в глазах Всевышнего Аллаха считается великим. Поэтому нам поручено делать жертвоприношение, пусть даже находясь далеко от места паломничества.
.