Казá и кадар [часть 9]
Убада ибн Сомит радияллаху анху сказал своему сыну:
«О сын мой! Ты никогда не познаешь вкус истины иймана, пока не осознаешь, что постигшее тебя не могло миновать тебя, а миновавшее тебя не могло постигнуть тебя.
Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
“Поистине, первое, что сотворил Аллах — это Калам [Письменная трость]. Он сказал ему:
— Пиши.
— О Господь мой, что я напишу? — сказал.
— Напиши предустановления [судьбы] всего сущего вплоть до Судного дня, — сказал Он”.
О сын мой! Поистине, я слышал как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
“Кто умрет в иной [акийде] помимо этой, [тот] не от меня”».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Хадис, содержащий изречение Пророка саллаллаху алайхи васаллам «Каждый — удостаивающийся того [деяния], которое было сотворено для него», мы назвали хадисом, излагающим, как должен понимать мусульманин казá и кадар в предстоящих делах.
Этот же хадис является хадисом, излагающим то, как мусульманин должен понимать казá и кадар в прошедших делах.
Один из великих сподвижников Убада ибн Сомит радияллаху анху, выполняя свой мусульманский и отцовский долг, преподал своему сыну урок в вопросе уверования в казá и кадар (предопределение и предустановление). Обращаясь к своему сыну, он сказал:
«О сын мой! Ты никогда не познаешь вкус истины иймана, пока не осознаешь, что постигшее тебя не могло миновать тебя, а миновавшее тебя не могло постигнуть тебя».
Смотрите, вкус истины иймана заключается в вере в казá и кадар — предопределение и предустановление! В том, чтобы добро или зло, постигшее человека, он рассматривал так: «Оно не могло миновать меня, поистине оно должно было постигнуть меня»! В том, чтобы не постигшее, миновавшее его добро или зло воспринимал так: «Это должно было случиться именно так, все равно оно не могло постигнуть меня»!
Обратим на это серьезное внимание: речь идет о делах, произошедших в прошлом.
«Постигшее тебя не могло миновать тебя».
То есть пока не осознаешь, что благо, постигшее тебя, не могло миновать — обойти стороной тебя, ты не познаешь вкус сути веры! Не зазнавайся, считая, что благо постигло тебя по причине твоих преимуществ, твоего превосходства над другими или благодаря помощи такого-то. Знай, что на то была воля Аллаха — потому оно постигло тебя, и благодари за это Аллаха!
Также ты не познаешь вкус сущности веры, пока не осознаешь, что постигшее тебя зло не могло обойти тебя стороной! Если станешь считать, что это зло постигло тебя потому, что случилось то-то и то-то или по причине чьего-то вмешательства, что если бы не было так, то было бы эдак, тогда не видать тебе познания вкуса сути иймана! Только тогда, когда ты будешь думать: «Это должно было постигнуть меня и не могло обойти меня, я тот, кто уверовал в казá и кадар», ты сможешь надеяться на познание вкуса истины иймана.
Мусульманину не подобает предаваться горьким сожалениям о случившемся, утруждая и себя и других, тратить свой разум, силу и способности на бесполезные усилия, напрасное времяпрепровождение.
Поэтому, вопринимая все случившееся как должное в соответствии с казá и кадаром, следует думать о будущем и прилагать усилия ради будущего.
«Ты никогда не познаешь вкус истины иймана, пока не осознаешь, что… миновавшее тебя не могло постигнуть тебя».
Когда какое-либо добро обошло тебя, не говори с сожалением, мол, если бы я сделал не так, а вот так, то, возможно, это благо не миновало бы меня. Также не говори: «Это случилось по вине такого-то, если бы не его вина, то это благо не обошло бы меня». Потому что с такими рассуждениями ты никогда не познаешь вкус истины иймана.
Если ты скажешь: «Это благо должно было миновать меня, так и случилось, оно не настигло меня в силу того, что не могло настичь меня», только тогда ты сможешь познать вкус истины иймана! Потому что только тогда ты станешь по-настоящему уверовавшим в казá и кадар!
Если какое-то зло обошло тебя, не радуйся, полагая «Я с ловкостью отстранился от этого зла»! Не думай: «Плохо было бы мое дело, если бы не помощь такого-то». Таким образом ты усомнишься в казá и кадаре.
Ты думай: «Это зло должно было миновать меня, оно не должно было настигнуть меня, так и случилось». Вот тогда ты и познаешь вкус сути веры.
Убада ибн Сомит радияллаху анху, дабы известить, что советы, даваемые им сыну, исходят из хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам, продолжает следующим образом.
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
“Поистине, первое, что сотворил Аллах — это Калам [Писменная трость]. Он сказал ему:
— Пиши.
— О Господь мой, что я напишу? — сказал.
— Напиши предустановления [судьбы] всего сущего вплоть до Судного дня, — сказал Он”».
Значит, Всевышний Аллах, до создания всех существ, всего мира (бытия), повелел Каламу, созданному Им Самим раньше всего, записать все дела, которые должны произойти до Судного дня. И в это должен уверовать каждый мусульманин. Тогда верующий не станет неправильно относиться к случившемуся в прошлом и не станет создавать этим трудности как для себя, так и для других, и не будет испытывать сомнений в отношении вероубеждения о казá и кадаре.
Очень важно жить именно с этим вероубеждением и умереть именно с этим вероубеждением. Потому что сошедший с пути этого учения человек, впадет в заблуждение. Именно поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто умрет в иной [акийде] помимо этой, [тот] не от меня».
Эти слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам означают «не на моем пути». А это очень тяжкие слова. Да сбережет Аллах от того, чтобы оказаться на ином пути, помимо пути Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам!
Не будет преувеличением, если скажем, что поучительный смысл данного хадиса является основой мудрости, выраженной вероубеждением о казá и кадар. А это очень важный аспект для человечества.
Если подумать, вероубеждение о казá и кадар в основном применяется относительно уже произошедшего. Кого-то настигает несчастье, кого-то постигает трудное дело, кто-то сталкивается с ущербом в имуществе, здоровье, а еще кто-то не достигает намеченного блага.
Вот тогда и рождается горькое сожаление и досада, проявляются безнадежность и отчаяние. Возникают вопросы вроде: «Почему же это случилось?» Человек принимается искать причину своих несчастий. Начинает враждебно относиться к тем, кого по-своему считает виновниками этих несчастий. Мало того, что сам получил духовно-моральный ущерб, но еще и другим начинает вредить, разрушая тем самым отношения в обществе. Словом, из-за уже случившегося дела, из-за вещи, которую нельзя восстановить, понапрасну и попусту приходится терпеть убытки и вред.
Уверовавший же в казá и кадар человек, станет следовать наставлениям этого благородного хадиса и скажет так: «Постигшее меня не могло миновать меня, случилось неизбежное. Нет нужды в сожалениях и досаде по поводу того, что было предопределено и предустановлено, теперь мне нужно взяться за совершение деяний, которых я удостоин».
Таким образом он воздержится от напрасной нервотрепки, душевно-морального страдания, пустой траты мыслительных способностей, силы и энергии, а также от нанесения ущерба себе и другим. Такой человек станет тратить все свои силы и способности на благо своего будущего. Такой подход может быть только у мусульман.
Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2341--a--10.html
.