(Продолжение)
После цитат, приведенных из вышеупомянутых древних источников, с вашего позволения, предлагаем ознакомиться с современной интерпретацией данного вопроса.
Все ли происходит по воле Аллаха, по Его творению? Если это так, давайте поищем ответ на вопрос, что же тогда остается Его рабу — человеку?
При ответе на этот вопрос нужно учитывать два аспекта:
Первый аспект — явления, к которым человек не имеет отношения (не зависят от воли человека).
В мире существуют такие явления, которые вершатся только по воле и силой Всевышнего Аллаха. К таким вещам человек никакого отношения не имеет.
К примеру, существуют такие качества, как проницательность либо ограниченность человеческого ума, различное телосложение, темперамент, красота или неказистость во внешности, дата и место рождения, происхождение родителей, мужской или женский пол, переходящие по наследству некоторые особенности и другие подобные явления, которые не зависят от человека.
И человек не ответственен за них.
Например, никто его не подвергнет спросу, дескать, почему у тебя такой высокий или низкий рост? А также никто не спросит, мол, почему ты родился в такой-то день, и почему ты умер в такой-то день? Все это — от Всевышнего Аллаха.
Уверование в такого рода предустановление является обязательным религиозным долгом — ваджибом для каждого правоверного мусульманина.
Второй аспект — деяния и поступки, производимые человеком.
К ним человек имеет непосредственное отношение — они зависят от него: в них он участвует своей склонностью, разумом, желанием, волей и старанием. Здесь и кроется тонкость вопроса.
Как же следует оценивать именно такого рода действия? В древности на этот вопрос давались ответы по-разному. Много разногласий по нему было у греческих философов.
В последующем, среди мусульман также высказывались разные мнения.
Как упоминалось выше, кадариты и муътазилиты утверждали, что человек сам творит свое деяние, Аллах не вмешивается в это. А это бросает тень изъяна на совершенные сифаты Всевышнего Аллаха. Если допустить, что утверждения муътазилитов правильны, то получится, что в мире существуют явления и вне воли, могущества, творческой силы Всевышнего Аллаха. В таком случае воля Всевышнего Аллаха уже не будет всеобъемлющей, а Его могущество — безграничным. Его творческая сила — единственной.
Представители же мазхаба Джабрийа заявляли, что человек в этом мире подобен соринке, брошенной в океан. По их мнению, человек не совершает ничего по своей воле, напротив, он все совершает по принуждению Всевышнего Аллаха. Это мнение также абсолютно неверно! Если допустить, что утверждения джабритов правильны, то будет причинен изъян сифату справедливости Всевышнего Аллаха. Тогда Всевышний Аллах из Справедливейшего обратится в угнетающего. Потому что принуждать раба к совершению всяких деяний, а затем с него же спрашивать, почему он совершил это, — настоящее угнетение.
Оба названных мазхаба впали в заблуждение и по прошествии определенного времени они сами по себе исчезли. Истинное же вероубеждение мусульман нашло свое отражение в вероучении мазхаба Ахлус сунна вал джамаа. Согласно этому вероучению, произвольные деяния людей также относятся к сотворенному Всевышним Аллахом. Ибо в мире не может существовать что-либо, помимо сотворенного Всевышним Аллахом.
Однако это не значит, что человек совершает свои дела по принуждению. Потому как если человек станет осуществлять какое-то дело, то это дело будет зависеть от двух вещей. Первая — необходимые факторы для его осуществления. Вторая — направление человека (когда человек направляется) для осуществления этого дела.
Ввиду именно этого, второго аспекта, то есть направления для осуществления дела, человек считается обладателем воли и желания. И будет ответственен только за свою волю и желание. К созданию и осуществлению внешних факторов он не причастен.
Дабы разъяснить этот вопрос путем наглядного изложения, улемы приводят следующий пример.
Человек желает написать что-либо рукой на листке. Внешние факторы этого действия — рука, ее кровеносные сосуды, сухожилия и другие — являются сотворенными Аллахом вещами.
Лист бумаги, перо и имеющиеся в них свойства для писания также созданы Всевышним Аллахом.
В результате объединенного действия этих факторов на листе что-то пишется, появляется надпись. Теперь-то не осталось сомнения в том, что это действо осуществляется могуществом и творением Аллаха?
Это и есть смысл выражения: «Аллах творит деяния человека».
Однако это не значит, что Аллах принудил человека написать на листе. Ибо только за счет появления всех упомянутых факторов надпись на листе сама по себе не появится. Напротив, чтобы она появилась, человек должен прежде всего возжелать написать что-либо и направить усилия на осуществление этого намерения. Вот тогда Аллах дает позволение осуществить писание сотворенной Им в человеке способности писать и необходимым для писания внешним факторам.
Таким образом осуществляется действие, называемое «писание». В осуществлении этого действия намерение и направление исходят от человека, а внешние и внутренние факторы — со стороны Всевышнего Аллаха.
Безусловно, намерение и направление человека возникают также посредством сотворенных в нем Аллахом особенностей. Человек будет ответственен за это самое намерение и направление. Свобода его воли заключается в этом.
Ни один разумный человек не сможет сказать: «Я совершил то или иное действие, потому что меня принудил Всевышний Аллах, и я не ответственен за содеянное мною».
Всевышний Аллах дал человеку свободу воли в рамках Своей воли. Воля человека зависима от воли Всевышнего Аллаха. В Книге Всевышнего Аллаха существует множество аятов, излагающих вольность человека в совершении деяний.
Всевышний Аллах в суре «Кахф» говорит:
«И скажи: «Истина — от вашего Господа; и кто пожелал, пусть уверует, а кто пожелал, пусть проявит неверие» (аят 29).
То есть «Скажи им о Пророк конца времен: “О люди, истина, ниспосланная вам — Куръан, Ислам — ниспослана от вашего Господа. Кто желает, пусть уверует, кто не желает, это его дело. Вы вольны в вашем выборе, в ваших действиях”».
Всевышний Аллах в суре «Юнус» сказал:
«Скажи: «О люди! Действительно, пришла к вам истина от вашего Господа. И кто наставится [на праведный путь], то, поистине, наставится [на праведный путь] для себя, а кто впадет в заблуждение, то, поистине, впадет в заблуждение во вред себе. И я — не поручитель за вас» (аят 108).
Все стало очевидным и ясным. И теперь «О люди! Действительно, пришла к вам истина от вашего Господа».
О люди, действительно, послан к вам истинный Пророк — Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам от вашего Господа.
О люди, действительно, ниспослана вам истинная книга — Священный Куръан от вашего Господа.
О люди, действительно, пришла к вам истинная религия — Ислам от вашего Господа.
О люди, следуйте за истинным Пророком — Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам, следуйте истинной книге — Священному Куръану и воплощайте в жизнь истинную религию — Ислам, тому, что послано вам от Господа вашего, — так вы достигнете счастья в обоих мирах.
«И кто наставится [на праведный путь], то, поистине, наставится [на праведный путь] для себя».
Кто станет следовать хидае — наставлению Аллаха, тот обретет выгоду для себя. А не услужит этим кому-то другому.
И также «Кто впадет в заблуждение, то, поистине, впадет в заблуждение во вред себе».
Кто не последует хидае Аллаха, тот, поистине, собьется с правильного пути, впадет в заблуждение. Заблуждение же является источником вреда. Следовательно, каждый впавший в заблуждение, тем самым вредит сам себе.
«Скажи: “…И я — не поручитель за вас”».
Да, и Пророк саллаллаху алайхи васаллам, и кто-то другой, помимо него, не назначены поручителями, надзирателями для кого-либо. Их миссия заключается только в донесении до людей религии Всевышнего Аллаха. Что бы ни делал каждый, делает только для себя — на благо или во вред себе.
И поэтому каждый должен делать то, что велит Аллах. А Всевышний Аллах велит рабам совершать деяния.
Всевышний Аллах в суре «Кахф» сказал:
«Кто же надеялся на встречу со своим Господом, пусть совершает праведное деяние и не придает сотоварищей в поклонении своему Господу никого» (аят 110).
Всевышний Аллах в суре «Нахл» сказал:
«Войдите в рай за то, что вы совершали» (аят 32).
В благородном хадисе, переданном имамом Тирмизи, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Совершайте ваш пятикратный намаз, соблюдайте пост вашего месяца, давайте закáт вашего имущества, и войдете в рай вашего Господа».
Из книги "Суннитские вероубеждения"