Воистину, права человека являются самым актуальным вопросом сегодняшнего дня, одним из главных вопросов современного мира. Особенно в международных отношениях ему уделяется особое, можно сказать, приоритетное внимание. Страны, находящиеся по данному
вопросу на передовых позициях, даже заявляют, что установление связей с государствами, в которых не соблюдаются права человека, будет служить фактором, позорящим их честь и достоинство.
Словом, этому вопросу большое внимание стали уделять мировое сообщество, международные организации, а также межгосударственные организации и учреждения. В разных странах действуют общественные неправительственные объединения, занимающиеся правозащитной деятельностью.
В этих условиях возникает вполне естественный вопрос: «Каково же отношение Ислама к правам человека?» Если начинать ответ на него с изучения перечня вопросов, поднимаемых сегодня под лозунгом о правах человека, то мы убеждаемся в том, что они в Исламе подробно рассмотрены и успешно внедрены в жизнь. На страницах истории исламский порядок впервые самым совершенным образом и в самых широких масштабах претворил основы прав человека. И мы увидим, что при пророке Ислама Мухаммаде алайхиссаломе* и при его верных халифах исламские народы добились огромных успехов в области прав человека. И нет ничего удивительного в том, что всё это осуществлено пятнадцать веков тому назад. Ибо источник прав человека в Исламе – Божественный. Потому в Исламе не принято так, что группа лиц, собравшись на совещание, решали, какими правами следует наделить людей, а затем выступали с заявлениями по этому вопросу. И в Исламе нет такого, чтобы человеческие права предоставлялись на основе какого-то коллективно – выработанного соглашения и по желанию участвовавших на этом совещании сторон определённой категории людей, а остальные лишались этих прав. Тем более не может быть речи о предоставлении больше прав находящимся ближе к тем, которые считают себя ответственными за права человека, а другим – меньше. Все от рождения наделяются равными правами. В этой религии права людям даются их Создателем – Аллахом.
Сотворивший человека Аллах хорошо знает, в каких правах он нуждается, и на этой основе наделяет его необходимыми, полезными для него правами.
Поэтому, в вопросах прав человека в Исламе вне поля зрения не осталась ни одна категория людей, всем по справедливости оказано внимание. Причём, когда заходит речь о правах человека, обязательно подчёркивается необходимость использование этого Божественного дара каждым лицом – Божьим рабом.
При определении прав человека , важное значение имеет отношение к нему самому. Каков же он, человек, о правах которого мы спорим, каково его место в этом мире? Подобные вопросы играют первостепенную роль в определении основ, на которых зиждятся права человека.
Несомненно, те, которые видят в человеке обезьяну, получившую развитие благодаря труду, постараются предоставить ему соответствующие этому пониманию права. А в Исламе уже то, что человек считается потомком обезьяны, рассматривается как вершина ущемления его прав.
В представлении некоторых религий человек есть тварь, проклятая Богом за свои грехи и находится он в этом мире лишь за тем, чтобы смыть свои грехи, чем больше он будет подвергать себя мукам, отказываться от мирской жизни, соответствующим будет и отношение к нему. А по Исламу Адам, совершив грех, тут же раскаялся, и Аллах ему простил, ныне каждый рождается безгрешным, невинным. И живя в соответствии с велением Аллаха, чем больше он сумеет внести вклад в благоустройство мира, тем обильнее будут ему воздаяния и награды, как при жизни, так и на том свете.
В Исламе человек – это благородное создание Аллаха, которому Он вдунул душу от Своего духа и которого назначил своим наместником на земле. Вот лишь некоторые подтверждения тому, что человек является высшим созданием Аллаха. В Коране Аллах, обращаясь к Иблису, спрашивает: что удержало тебя /о Иблис/ от того, чтобы поклониться /Адаму/, раз Я приказал тебе? /Сура «Аъроф» - «Преграды», /аят 12 /.
«… Потом выровнял его и вдул в него от Своего духа…» /Сура «Сажда» – «Поклон», аят 9/.
Человек - венец всех созданий Аллаха. Всё, что существует в мире, сотворено Аллахом в пользу человека.
Следовательно, когда в Исламе говорится о правах человека, имеется в виду верховного существа, созданного руками Аллаха, священного существа, одушевлённого духом Аллаха и существа, которое является халифом – наместником Аллаха на земле. Рассматриваются права именно такого существа, которое создано для того, чтобы всё сущее на земле благодетельствовало ему.
Великий Аллах в Священном Коране говорит: "Мы поистине возвысели сынов Адама" (17:70)
Это значит, что, говоря о правах человека, Ислам ведёт речь о правах рода человеческого, которому Аллах определил самое уважаемое положение. Потому те, которые ущемляют права человека, выступают против воли Аллаха. И будут считаться попирающими права Его халифа – наместника на земле.
Не будет никакого преувеличения в том, что если скажем, что Ислам в совокупности всех своих теорий, а также требований Шариата связан с правами человека. Для понимания этой истины достаточно ответить на вопрос: «Какие цели преследует Шариат?»
Вот уже в течение пятнадцати веков последователи Ислама единодушно отвечают, что целью Шариата является защита религии, души, разума, рода человеческого, его богатства. А разве поднимаемые сегодня вопросы о правах человека не касаются защиты перечисленных пяти важных элементов нашего бытия? Да, речь идёт именно об этом. Если Ислам велел людям что-либо, то только с целью защиты этих пяти сфер. Коли Ислам отвратил людей от чего-нибудь, то также с задачей защиты этих пяти элементов жизни. Только общественный строй с такими высшими целями способен на должном уровне обеспечить права человека. Ислам добился организации и осуществления этих целей, заинтересованности ими людей. Об этой великой истине свидетельствует история человечества.
Теперь по мере возможности расскажем о том, как при помощи и поддержке Аллаха в Исламе решаются некоторые права человека.