Если бы несколько лет назад мне предложили продержать пост в месяц Рамадан летом, да еще и в Африке, скорее всего я бы ужаснулся от этой мысли. Но на самом деле, это оказалось не так страшно, как казалось в начале. И этот Рамадан мне довелось провести на африканском континенте, в стране, история которого уходит в глубокое прошлое,- Египет.
Месяц Рамадан – это настоящий праздник длиною в месяц. Это любимейший месяц из двенадцати месяцев в году, так же как пророк Юсуф был любимейшим чадом среди двенадцати сыновей пророка Якуба алайхиссалам. И как Якубалайхиссалам, с пламенной отцовской страстью, ждал свое любимое дитя, точно так же истосковавшиеся сердца мусульман с нетерпением ждут наступления священного месяца Рамадан.
Рамадан - это гость, который приходит раз в году, что бы увлажнить высохшие глаза, смягчить окаменевшие сердца, напоить нас сладостью веры, очистить помыслы поминанием Аллаха, освежить душу чтением Куръана. Это гость, которого встречаешь с распростертыми объятиями и провожаешь со слезами и сожалением.
Рамадан в Египте – это еще и атмосфера праздничного веселья, которая ощущается повсюду: во взрывах шумных петард, в разноцветных гирляндах, украшающих мечети и жилые дома, в прекрасном голосе чтеца Куръана, витающем над Каиром, ну и конечно, в главном символе Рамадана, висящих фонариках - фанусах.
В этот месяц ежедневно по всему Египту накрывают свыше 120 тысяч бесплатных столов, для того что бы накормить постящихся. Некоторые ставят столы возле дороги, что бы спешащие участники дорожного движения могли остановиться и поесть. Детвора так же желает стать соучастниками благого в этот благородный месяц, с энтузиазмом раздавая прохожим финики и одноразовые стаканчики с прохладительными напитками. Возле супермаркетов лежат, заранее приготовленные для продажи, пакеты с продуктами, называемые "сумки Рамадана". Покупатели на автомобилях иной раз приобретают по несколько десятков таких “сумок Рамадана”, что бы потом их раздать малоимущему населению, в том числе российским студентам.
Этот Рамадан запомнится еще и тем, что в этот месяц Египет почтил своим визитом председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов. Помимо официальных встреч Нафигулла хазрат встретился со своими соотечественниками, которые обучаются в городах, Каире и Александрии. У студентов появилась уникальная возможность вместе провести разговение с этим неординарным мусульманским деятелем, узнать от человека, собственнолично принимающего участие в уммастроительстве, о ситуации на исламской арене России, а так же задать вопросы и услышать практические советы тем, кто намерен работать в сфере Исламского призыва.
Основной тезис, который хазрат пытался донести до сердец учащихся, что Ислам и мусульмане - «едины в своем многообразии». Проблема верующих сегодня, из слов шейха,- разделение мусульман на враждующие группы из-за различий в мельчайших вопросах, которые в своей основе не выходят за рамки исламских норм и принципов. В то время, когда менее 1% наших татар молятся, мы умудряемся находить время для раздора, выясняя, кто из нас и как поднимает руки в намазе, кто как шевелит пальцем и у кого акыда настоящая, а у кого оная вроде бы, как и не очень.
А началось все вот с чего. Когда приехали наши братья из-за рубежа, что бы возродить в душах людей любовь к религии и научить нас многому тому, что успели забыть за годы запретов и гонений, зачастую начинали с второстепенных вопросов, в то время когда многие не знали ничего, даже как брать омовение. И это поспособствовало тому, что мусульмане разделились на течения, каждое из которых претендовало на неоспоримую правоту своих убеждений, и заявляло о заблуждении остальных, не зная того, что основа у всех одна, а во второстепенных вопросах приемлемы разные мнения, основанные на изысканиях авторитетных исламских ученых прошлых столетий. Которые, к стати, в своих изысканиях, основанных на Куръане и Сунне, ни когда не заявляли, что они являются безошибочными носителями абсолютной истины.
В этом отношении показательна история одного известного исламского деятеля и проповедника д-ра Абдуллы Аззама. Когда он приехал в Афганистан, местные жители в основном придерживающиеся ханафитского мазхаба, из уважения к нему попросили его возглавить утренний намаз. И во время намаза он, как и было принято в его практике, прочитал дуа «Кунут». И вдруг, после окончания намаза он замечает, что афганцы, молившиеся с ним, ухмыляются и удивленно переглядываются между собой. Д-р Абдулла Аззам спросил переводчиков, сопровождавших его о причине этого. На что переводчики объяснили доктору удивление афганцев, сообщивших им : «Мы думали, что приехал араб, знающий Ислам, а он фаджр намаз перепутал с витр намазом и прочитал дуа «Кунут» .
И тогда перед Абдуллой Аззамом встал выбор, либо начать все переделывать под свой мазхаб, либо оставить все как есть и, следуя местной традиции ислам, стремиться к цели, ради которой он собственно и прибыл. Он выбрал второе, и в итоге сплотил афганцев и вошел в историю, как великая личность.
Мы же, начиная с 90-х годов, потеряли столько много времени на выяснение вопросов по какому мазхабу правильней следовать, что если бы мы это время потратили на призыв, то процент вернувшихся в Ислам и молящихся мусульман, увеличился бы многократно. Что бы научить людей шевелить пальцем мы потратили годы, в то время как это не самое главное. Приоритетным на тот момент было познать и признать величие Аллаха и полюбить Его посланника, начать поклоняться: совершить омовение, намаз, поститься и т.д.
Когда я был молодым, продолжает Нафигулла хазрат, в Тобольской мечети был старик – Курбан бабай, во всех намазах читал: Ля иляха илля Ллах Мухаммаду ррасулюЛлах. Когда его спросили, почему ты не выучишь намаз должным образом, он ответил: «Я не могу, памяти совсем нет и, боюсь совсем запутаться, а так я люблю эти слова и буду их произносить». И вот теперь, разве мы сейчас можем сказать, что этот бабай заблудший и Аллах его намаз не примет? Кто из нас может взять на себя такую ответственность и утверждать, что он будет брошен в огонь, ведь, с точки зрения строгих критиков он не читал правильно намаз.
Другая история. Однажды наши братья арабы приехали в Россию, что бы организовать исламский лагерь. Арендовали школу и стали обучать азам религии, а на намаз ходили в мечеть неподалеку. Имам этой мечети был местный татарин, который был, конечно, не очень образованным, но среди местных мусульман считался самым знающим. И вот наши братья арабы, заметив в нем какие-то ошибки и оплошности, отказались совершать за ним намаз. Я подошел к ним и сказал: «Уважаемые, вот вы сейчас, что сделали? Те люди, которые у вас обучались, после вашего отъезда, беря с вас пример, откажутся совершать намаз за этим имамом. Община разделится на два лагеря: за имама и против него. Результат – раскол мусульманской общины города. Вроде бы хотели как лучше, а получись, то, что получилось».
И мы видим последствия этого лишенного мудрости призыва на Кавказе, где мусульмане убивают мусульман, называя друг друга вероотступникам, шайтанами, и прочими не лестными названиями. Однажды, нас пригласили в одну из колоний Дагестана. Я туда приехал вместе с Максудом Садиковым, да помилует его Аллах. Мы обнаружили, что заключенные поделились на три группы: саляфиты, суфии и блатные. Каждая группа жила своей жизнью, не признавая других. Суфии молились за своим имамом, а саляфиты за своим. В ходе нашей беседы, мы объясняли им пагубность разделения мусульман на отдельные группы, которое ведет, лишь к ослаблению наших позиций и утрате Исламской умой ее былого величия и могущества. И это на них так повлияло, что когда мы встали на намаз, то за нами молились в одном ряду и суфии и саляфиты и блатные. Наш брат Максуд Садиков очень хотел вывести свой народ из этого болезненного противостояния, за что, возможно, и был убит, да помилует его Аллах.
Так же одна из наших проблем - отсутствие великодушия и милосердия. Изучая историю жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы упускаем из виду то, что вся она переполнена милосердием, состраданием и любовью к людям. Даже когда пророка за его призыв к Аллаху изгнали из Таифа, закидав камнями, он не стал призывать проклятия на них головы, а взмолился к Аллаху, что бы Он Всевышний Аллах вывел из чрева этих людей потомство поклоняющееся Господу миров. Он выходил к людям, общался, призывал их, желая каждого спасти от Огня. Наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил людей и ненавидел несправедливость, а наивысшей несправедливостью является поклонение чему либо наряду с Всевышнем Аллахом. И он искренне желал для всех людей блага, которое заключается в том, что бы оставить рабство, поклоняясь творениям, и устремиться к свободе, поклоняясь Творцу. Это как раз то, что происходит сейчас среди многих из нас. Многие обособились в узком кругу единоверцев, ликуя от того, что они обитатели Рая, а все что за пределами их узкого кружка - претенденты в огонь Ада.
Поэтому мои братья, подытожил хазрат, если вы хотите заниматься исламским призывом вы должны вооружиться мудростью, терпением и любовью к людям. Думать о том, как можно больше людей призвать к Исламу, а не вывести из него. Я скажу вам откровенно, что большинство муфтиев вас не ждут у себя ДУМах, и места в мечетях вам не забронированы. А посему, вам необходимо вернуть утраченный авторитет долгой, кропотливой работой. Ведь уважение к себе не требуют, уважение завоевывают.
Что касается вашей деятельности, то один из возможных вариантов – это создание организаций наподобие организации «Дар уль Аркам», которая ведет широкую деятельность как в религиозной, так и в общественной сферах. Там мусульмане собираются, сообща решают разные вопросы, и ведут деятельность полностью на самообеспечении. Вот это вам пример настоящей исламской общины. Вы так же можете создавать подобные организации. Начинайте практиковаться уже сегодня. Создайте свой студенческий союз, объединитесь, помогайте друг другу, принимайте и берите под покровительство вновь прибывших студентов. И реально будьте друг другу братьями.
После совместного намаза в мечети, шейха попросили сказать несколько слов перед молящимися. Нафигулла хазрат произнес свою речь на арабском языке, поблагодарив местных жителей за то, что они приняли студентов на своей земле, так же как ансары приняли мухаджиров. Учитывая, что наши студенты прибыли из стран, где долгие годы проповедовался воинствующий атеизм, где мы стали забывать что такое «ля иляха илля Ллах», не говоря уже о соблюдении каких либо норм Ислама, ваше содействие и помощь, непременно будут записаны у Всевышнего Аллаха. И вы, все ваши благие дела найдете на весах добрых дел в День Суда. И я уверен, что величие и независимость ал-Азхара вернется к нему, как это было в прежние времена. И народ Египта воспрянет и будет играть существенную роль в формировании нового поколения мусульман, которые будут стойко охранять рубежи Истины и хранить единство мусульман со всем их разнообразием, основанном на мнениях великих ученых Уммы.
Присутствующие были вдохновлены речью Нафигуллы хазрата. А студенты еще некоторое время делились впечатлениями от лекции российского гостя. И даже, некоторые выразили свое мнение, что послушать практический опыт человека, который долгое время работает в России, полезней, чем прочесть книгу ученого, который не знает реалий современной России.
Так же, как грустно было провожать российского шейха, глядя ему в след, точно так же нам грустно расставаться с уходящем самым любимым, самым щедрым, самым благословенным месяцем Рамадан.
Пусть же месяц Рамадан явится благом для нас и наших близких, а так же для всех мусульман. Пусть Аллах пошлет мир и стабильность туда, где нет сегодня мира! Да ниспошлет Аллах свою помощь всем тем, кто нуждается в ней, и да направит Он нас на путь Его нескончаемой милости.
Расул Тавдиряков, golosislama.ru
.