Автор «малазийского чуда» раскрыл секрет превращения Малайзии из отсталой страны в «азиатского тигра»
Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад принял участие в работе проходящего в Баку III Форума «мозговых центров» стран-членов Организации Исламского сотрудничества (ОИС) на тему «Изменения и трансформация в странах ОИС».
Доктор Махатхир Мохамад выступил в ходе одной из панелей Форума с речью по теме «Роль видения в развитии нации».
Напомним, что М.Мохамад занимал пост премьер-министра Малайзии в 1981—2003 гг. Именно при нём Малайзия превратилась из страны со слаборазвитой аграрной экономикой в одного из «азиатских тигров». М.Мохамад пропагандировал «азиатские ценности» в противовес западным, возглавлял международное движение неприсоединения.
Говоря о развитии, М.Мохамад отметил, что страны растут в основном за счет инициатив частного сектора, постоянно находящегося в поисках прибыли.
«Это, так сказать, естественный процесс. Не было никакой необходимости в планировании со стороны правительства, дабы оказать помощь бизнесу.
Основная роль правительства изначально заключалась в том, чтобы гарантировать исполнение законов и поддерживать порядок. А благополучие и благосостояние людей зависит главным образом от их собственных инициатив», - отметил экс-глава правительства Малайзии.
По мнению М.Мохамада, [при серьезном расслоении общества] эксплуатация бедных слоев богатыми неизбежна, а это в свою очередь приводит к возникновению конфликтов, нестабильности и даже насилию. В таких условиях экономический рост будет отсталым, что не позволит искоренить нищету и обеспечить развитие нации, считает он.
«Мыслители и философы размышляли над способами и средствами сокращения неравенства между богатыми и бедными.
Согласно одному из них правительство должно ощутить большую ответственность в определении курса развития страны.
Социальная справедливость должна стать вопросом первостепенной важности для всех», - отметил М.Махатхир.
По его словам, в социалистических странах это приняло форму плановой экономики и национализации. Подобное планирование фокусировалось не только на стимулировании роста, но и на равномерном распределении богатства нации.
«Пятилетние планы соцстран ставили именно такую цель. Считалось, что в случае контроля над средствами производства, правительство гарантирует единоличный контроль над прибылью, которая затем поровну будет распределена между всеми гражданами», - отметил М.Мохамад.
Однако, как рассказал бывший премьер-министр Малайзии, спустя годы реализации данной стратегии, стало ясно, что ожидаемого роста достичь не удалось.
«Национализированные отрасли промышленности не стали конкурентными и не смогли гарантировать развитие нации так, как это происходило в условиях рыночной экономики.
Это произошло по той причине, что руководители и работники национализированных отраслей не имели стимула для развития бизнеса, так как независимо от результата и вложенных сил и идей, их заработок менялся незначительно», - сказал Махатхир Мохамад.
Однако в капиталистических обществах, по мнению М.Мохамада ожидание больших прибылей стало серьезным стимулом для развития, особенно в условиях хорошего менеджмента, инноваций и инициатив.
«Тем не менее, разрыв между богатыми и бедными значительно снизить так и не удалось. В действительности, имелся даже риск значительного роста такого расслоения», - добавил он.
Именно поэтому, по словам М.Мохамада, после изучения опыта социалистической системы и капиталистического свободного рынка, в Малайзии пришли к выводу, что наилучший результат может быть достигнут при сочетании лучших элементов обеих систеМ.
«Поэтому, правительство Малайзии решило установить свободные рыночные отношения, при этом смягчив их определенным экономическим планированием и сохранив ограниченное число государственных предприятий», - отметил он.
По мнению М.Мохамада, в то время как частный сектор должен иметь возможность свободно заниматься бизнесом, правительство должно обеспечивать определение направления развития и устанавливать справедливые законы и правила, регулирующие деятельность частного сектора.
Это делается для того, чтобы избежать или максимально сократить такие явления как монополизация рынка или фиксирование цен, сказал он.
«Планирование было подробным и обширным и требовало участия частного сектора. Основная цель индустриализации заключалась в том, чтобы привлечь инвесторов, иностранных и местных, для создания рабочих мест.
В Малайзии пришли к выводу, что наилучший результат может быть достигнут при сочетании лучших элементов обеих систем
Соответственно, внедрялись такие стимулирующие элементы как налоговые льготы для инвесторов. Более того, государство пошло еще дальше в деле создания дружественных с бизнесом отношений, помогая увеличить их прибыль», - считает он.
По его словам, под влиянием подобных стимулов и внимания со стороны государства, инвесторы, как местные, так и иностранные, фактически бросились создавать обрабатывающую промышленность.
«Безработица сократилась в короткие сроки, а в структуре экономики страны промышленность стала превалировать над сельским хозяйством», - сказал М.Мохамад.
«Да, правительство теряло деньги из-за налоговых льгот. Но так как росли доходы населения, росла и его покупательная способность. А это, в свою очередь, стимулировало развитие розничных и оптовых предприятий, которые платили существенные налоги в бюджет.
Подобное положение дел компенсировало потерю доходов, вызванную освобождением от налогов промышленных инвесторов. Также требовалась поддержка местных предприятий и отраслей, которые росли и процветали.
Существенные инвестиции были вложены в местную экономику, что позволило увеличить размер ВВП на душу населения. Выросли и государственные доходы по мере того как рос спрос на продукты питания, одежду и недвижимость, что стимулировало импорт, а следовательно доходы казны от налоговых поступлений.
Стало ясно, что стимулирование бизнеса за счет налоговых льгот привело к росту доходов и налогов за счет местных предприятий, по отношению к которым применялись подобные стимулы», - сказал бывший премьер-министр Малайзии.
В качестве примера, он привел отмену импортных пошлин на предметы роскоши, электронные товары, такие как камеры, телевизоры и т. д.
«Продажа данной продукции, освобожденной от налогообложения, стремительно росла. Даже иностранцы приезжали в Малайзию, чтобы купить их по низким ценам», - добавил Махатхир Мохамед.
По его словам, доходы магазинов, торгующих подобной продукцией все больше увеличивались, принося большую прибыль.
«Правительство же увеличило свой доход за счет налога в размере 28% от этой прибыли. Таким образом, отказавшись от налога на импорт, правительство заработало еще больше за счет роста торговли», - сказал он.
Существенные инвестиции были вложены в местную экономику, что позволило увеличить размер ВВП на душу населения
По мнению экс-главы малазийского правительства, в определенных случаях отмена импортных пошлин, безусловно, является хорошим способом для стимулирования бизнеса и увеличения государственных доходов за счет поступлений от подоходного и корпоративного налогов.
«В то же время, пятилетние планы позволили правительству сосредоточить внимание на конкретных областях, которые было необходимо развивать.
Особое внимание было уделено тем областям, которые могли внести вклад в создание богатства и экономический рост», - подчеркнул выступающий.
По его словам, к примеру, туризм был определен как индустрия, которая может в значительной степени способствовать экономическому росту.
«Поскольку поток туристов увеличился, сферы услуг, включая транспорт, отели и рестораны также получили серьезный импульс к развитию. На развитие туризма был определен серьезный бюджет, были отменены визовые режимы с рядом стран. Были созданы специальные аттракционы, создавались новые туристические продукты», - пояснил он.
По словам М.Мохамада, такие спортивные события, как гран-при «Формулы 1», спортивные соревнования, авиационные и водные шоу, привлекали посетителей в страну.
«Количество туристов выросло с 1 млн. до 25 млн. в течение 20 лет, в результате чего увеличился приток в страну иностранной валюты. Правительство также занималось развитием внутреннего туризма. Туристический бизнес вкладывает большие деньги в развитие, а спрос на строительство лучшей инфраструктуры и коммунальных услуг помогает развитию страны», - считает экс-премьер Малайзии.
«С увеличением доходов населения, увеличился и спрос на жилье и офисные помещения. Воздвигались новые города, а старые стали расширяться. Развитие электричек и пригородных поездов позволило людям жить вдали от работы, что стимулировало расширение городов», - добавил он.
С самого начала, рассказал М.Мохамад, образование было определено как приоритетная область.
Порой до 25% национального бюджета расходовалось на образование. Политика государства была сконцентрирована на обеспечении бизнеса квалифицированным персоналом
После того, как безработица была практически искоренена, дальнейший рост благосостояния населения был возможен лишь за счет повышения заработных плат. Именно поэтому акцент был сделан на сферах хай-тека и прочих индустриях с высокой добавочной стоимостью.
Люди были подготовлены таким образом, чтобы иметь возможность получать более высокую заработную плату за счет выполнения более сложной и высококвалифицированной работы.
Офисы, квартиры, торговые комплексы были построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности растущей и процветающей нации.
Автомобильные и железные дороги, гидроэлектростанции и системы водоснабжения совершенствовались правительством для удовлетворения растущих потребностей населения», - сказал М.Мохамад.
По его словам, все это изменило внешний облик страны. Аграрный облик сменился индустриальным пейзажем новых заводов, фабрик, дорог, мостов, линий электропередач. Значительно увеличилось приобретение автомобилей, что свидетельствовало об увеличении уровня дохода населения и развитии страны.
«В настоящее время страна приняла вид развитой страны. Улицы, торговые комплексы полны хорошо одетых людей.
Концепция развития страны была провозглашена поэтапно. Хотя Малазийский опыт, возможно, применим и не для всех стран, в нем есть элементы, которые могут позаимствовать те, кто желает стать развитыми странами», - сказал оратор.
«Я считаю, что одной из причин восстаний против правительств в арабских странах является неспособность правительств заботиться о нуждах людей.
Первостепенная потребность людей - работа, возможность получения стабильного дохода для достойной жизни. Сельское хозяйство не способно создать достаточное количество рабочих мест.
Этого можно добиться за счет развития промышленности. Один гектар земли, занятый под сельское хозяйство, может обеспечить жизнь лишь одного человека. Но на этом же гектаре можно разместить завод, где будут работать 500 человек. Вот почему Малайзия выбрала трудоемкие отрасли промышленности, когда земля уже не поддавалась культивированию», - подчеркнул он.
«Помимо собственно работы, развитие промышленности предоставило рабочему классу возможность участия в тренингах на производстве. Имея профессиональные навыки, можно расширять деятельность в разных отраслях промышленности.
Страна не считается развитой лишь из расчета дохода на душу населения. Большинство нефтедобывающих стран (где данный показатель достаточно высокий – ред. ) не считаются развитыми
Вскоре была снижена зависимость от прямых иностранных инвестиций, так как у местного населения накопились средства и опыт, чтобы начать свое собственное производство», - добавил он.
Развитая страна должна иметь хорошо развитую инфраструктуру, хорошо подготовленный рабочий класс, широкий средний класс, а также хорошие технологические и производственные возможности.
Крайне важно наличие инфраструктуры, поскольку она позволяет поддерживать хороший уровень жизни. Вода и электричество должны быть доступны в любое время», - считает экс-глава правительства Малайзии.
По его мнению, поскольку большая часть быта зависит от электричества, перебои в электропитании приводят к тому, что портится еда, а офисы и магазины и вовсе становятся непригодными для жизни и работы. Многие отрасли производства также зависят от постоянного электроснабжения, и любые перебои приведут к остановке процесса и потеряМ.
Как отметил М.Мохамад, снабжение водой и электроэнергией требует надлежащего технического обслуживания. Для этого необходимы квалифицированные инженеры, техники и мастера.
«Постоянно должно улучшаться качество работы, которая должна быть направлена на достижение мировых стандартов, подобающих развитой стране.
Всего этого невозможно добиться сразу», - отметил он.
Процесс развития небогатой страны требует определенного времени. Видение развития должно соответствовать возможностям страны в конкретный промежуток времени. По мере прогресса, могут ставиться новые задачи.
Видение развития при пренебрежении действительным потенциалом иллюстрирует лидер бедной страны, желающий иметь большой магазин, как тот, который он видел в стране, которую посетил.
Его власть позволит ему добиться постройки этого здания и представить там всевозможные товары.
Роль лидера имеет решающее значение для успешной реализации видения развития нации
Однако его люди слишком бедны, чтобы покупать дорогие товары, представленные в этом магазине. Вот что происходит, когда амбициозный лидер ставит нереальные цели, несоразмерные с уровнем развития народа.
Даже при наличии средств и потенциала для роста, в случае отсутствия лидера с соответствующим энтузиазмом и энергией, этого развития добиться не удастся.
В этом смысле весьма показателен опыт Китая. Мао Цзэдун был лидером партизан, который победил националистические силы Чан Кай-ши и создал Китайскую Народную Республику. Мао был блестящим военным лидером, но управление страной - не то же самое, что ведение войны. Коммунистическая идеология, которой он придерживался, также не была ориентирована на развитие. Результатом стало то, что Китай отставал в развитии.
Однако, преемник Мао - Дэн Сяо Пин - был совершенно другим человекоМ.Хотя он и был коммунистом, он также был прагматиком и стремился к развитию Китая. Как он говорил, «Неважно, кошка черная или белая, до тех пор, пока она ловит мышей».
Результат - Китай, который мы видим сегодня. Двадцать лет назад он был страной третьего мира. Сегодня это вторая по величине мировая экономика», - подчеркнул М.Мохамад.
По мнению Махатхира Мохамада, очевидно, что лидер нации играет очень важную роль в развитии страны.
«Его видение развития страны имеет решающее значение. Он должен обладать страстью к этому делу.
Он должен лично руководить работой по претворению в жизнь своего видения развития. Он должен быть квалифицированным в управлении, политике, в области финансов и торговли. Он должен иметь определенные знания и о том процессе развития, который он выбрал.
Лидер должен лично на месте наблюдать за работой, стремиться преодолевать препятствия и трудности, и лично убедиться в том, что проект осуществляется надлежащим образоМ.
Присутствие главы государства непосредственно на месте строительства мотивирует исполнителей на всех уровнях. Визиты должны быть частыми.
Министры также должны быть вовлечены в это дело. Так же, как и глава государства, они должны посещать места и непосредственно наблюдать за прогрессом в реализации проектов.
Иметь видение развития – необходимый элемент, но этого недостаточно. Необходимо адекватное знание о том, как это видение должно быть реализовано с целью развития страны», - резюмировал экс-премьер министр Малазии Махатхир Мохамад.
.