Хвала Аллаху, Который завершил для нас нашу религию, довёл до конца Свою милость к нам и одобрил для нас ислам в качестве религии. Я восхваляю Его и благодарю. Он ниспослал Книгу, ставшую Ясным светом, посредством которого Аллах ведёт тех, кто стремится снискать Его довольство, путями мира, выводит их из мрака к свету и наставляет на прямой путь. Это путь, ведущий к Нему. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад – Его раб и Посланник, которого Он направил к людям с верным руководством и истинной религией, и он донёс до них послание Господа, исполнил возложенную на него миссию и наставлял свою общину. Он оставил нас на пути, который сияет ослепительной белизной и днём, и ночью, и уклоняется от этого пути только пропащий.
Да благословит Аллах и приветствует его самого, пречистых членов его семьи и его сподвижников, поднявших знамёна Сунны и уничтоживших нововведения, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии и шёл путём до самого Судного дня.
Бойтесь Аллаха, о верующие, и держитесь за надёжную рукоять ислама. Следуйте Сунне вашего Пророка , да благословит его Аллах и приветствует и придерживайтесь её. И остерегайтесь новоизобретённого, ибо всё новоизобретённое является нововведением, каждое нововведение – заблуждение, а каждое заблуждение ведёт в Огонь.
О верующие! Всевышний Аллах сделал ислам совершенным, одобрил его в качестве религии для нас и довёл до конца Свою милость к нам посредством него.
Всевышний сделал совершенной и полной Свою Книгу и Сунну Своего Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не оставив людям предлога для того, чтобы вносить в религию свои мнения и свои законы, и кто придерживается религии Всевышнего должным образом, тот ухватился за надёжную рукоять и обрёл двойное благо – благо мира этого и благо мира вечного.
Всевышний Аллах сказал:
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам в качестве религии» (5:3).
Всевышний также сказал:
«Таков Мой прямой путь. Следуйте ему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6:153).
А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я (разъяснил и) повелел вам делать всё, что приближает вас к Аллаху, и запретил вам делать всё, что отдаляет вас от Аллаха» (Ат-Табарани; хадис с безупречным иснадом).
Поклонение должно согласовываться с велениями и запретами Всевышнего и совершаться в точности так, как велит Шариат, и как поклонялся Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Любое поклонение, не соответствующее этим условиям, не будет принято Всевышним. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто сделает нечто, не соответствующее нашему делу, оно будет отвергнуто. И кто внесёт в это наше дело то, что к нему не относится, это будет отвергнуто». Этот хадис достоверен.
‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) сказал о Сунне: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и правители мусульман после него оставили сунны. Следование им – свидетельство веры в Книгу Аллаха, покорности Аллаху и приверженности Его религии. Никто не имеет права вносить в них изменения, и не должно рассматриваться мнение, противоречащее им. Кто следует этим суннам, тот на верном пути, а кто противоречит им, тот следует не путём мусульман, и Аллах направит его туда, куда он направился, и оставит его гореть в Аду, и тяжкой будет его участь!».
О верующие! Следующий любым путём, кроме пути мусульман, сталкивается с прихотями, страстями и заблуждениями, отклоняется от Истины, выходит из повиновения Всевышнему и откалывается от общины. Всевышний сказал:
«…и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4:115).
Шариат узаконил определённые способы поклонения и исполнения религиозных обязанностей, определив точное место, время и число совершаемых действий, велев людям соблюдать установленный порядок и запретив нарушать его. Тем, кто соблюдает этот порядок, Всевышний обещал благо и награду, а тем, кто противоречит ему, Он обещал наказание. Аллах разъяснил нам, что соблюдение установленного Им порядка – благо, а нарушение его – зло.
Всевышний сказал:
«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Однако вам может быть неприятно то, в чём благо для вас, и вам может нравиться то, в чём зло для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).
Всевышний направил к людям посланников, которые передали им послание их Господа и были воплощением Его Шариата. Они и есть прямой путь, а кто считает, что есть иной путь, ведущий к Аллаху, Господу миров, или поклоняется Ему так, как сам считает нужным, тот сомневается в совершенстве ислама и противоречит тому, с чем пришёл к нам избранный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Поступающий так как будто видит в Шариате «пустоты», которые необходимо заполнить.
Всевышний Аллах сказал:
«Мы ничего не упустили в Писании» (6:38).
Ибн аль-Маджшун сказал: «Я слышал, как Малик (да помилует его Аллах) сказал: “Кто привнёс в ислам нововведение, считая его хорошим, тот как будто считает, что Мухаммад , да благословит его Аллах и приветствует, поступил вероломно, не передав Послание Всевышнего полностью, потому что Всевышний Аллах сказал: ‹Сегодня Я завершил для вас вашу религию› – и что тогда не было частью религии, то и сегодня не может стать её частью”».
Нововведения и изыскание новых способов поклонения – противоречие Шариату и следование своим страстям. Есть только два пути: путь Шариата и путь прихотей и страстей.
Всевышний Аллах сказал:
«Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто впал в большее заблуждение, чем тот, кто потакает своим желаниям и не приемлет верного руководства от Аллаха? Поистине, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (28:50).
Из аята следует, что перед нами всего два пути: путь следования Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и путь следования своим страстям.
Любое нововведение есть следование страстям, потому что придумавший его потакал при этом своим желаниям и прихотям, и это нововведение согласуется с его прихотями и склонностями и не имеет отношения к Шариату, его нормам и доказательствам.
Возможно, поэтому придумывающий какое-либо нововведение проявляет особое усердие и активность в поклонении. Он делает это с лёгкостью, потому что придуманное им соответствует его желаниям и пристрастиям.
Христианские монахи отрешались от мира, уединяясь в кельях и монастырях, отклонившись таким образом от истинного пути. Всевышний сказал:
«Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены» (88:2-3).
Всевышний также сказал:
«Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в наибольшем убытке из-за своих деяний? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, а они считали, что поступают хорошо?» (18:103-104).
Всевышний также сказал:
«Разве тот, кому его злодеяние представляется прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путём? Поистине, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведёт прямым путём того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Поистине, Аллах знает о том, что они творят» (35:8).
Умеренное следование Сунне лучше усердия в совершении нововведений.
Из-за нововведений и тех, кто их придумывает, умножаются споры, и начинаются разногласия между верующими. Всевышний Аллах сказал:
«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним пришли ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:105).
Катада сказал, что речь идёт о тех, кто придумывает нововведения.
Один учёный сказал: «Любой вопрос, который появился в исламе и вызвал разногласия среди людей, однако эти разногласия не привели к вражде, ненависти и расколу, относится к вопросам ислама. А любой вопрос, который возник и вызвал вражду, ненависть, козни и разрыв отношений между верующими, не имеет никакого отношения к религии».
Приверженцы нововведений следуют иносказательному и искажают смысл аятов, давая им необоснованные и неподтверждённые толкования, поэтому некоторые учёные сказали, что в аяте:
«Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами» (3:7)
– речь идёт о приверженцах нововведений и тех, кто следует за своими страстями.
А когда противники третейского суда сказали ‘Али (да помилует его Аллах):
«Решение принимает только Аллах» (6:57)
– он сказал: «Слово Истины, в которое вкладывается ложный смысл!».
В предании упоминается о том, что когда возникают нововведения, умирает, то есть предаётся забвению, Сунна.
Так бойтесь же Аллаха, о верующие, и знайте, что нововведения стирают собой Сунну. Счастлив тот, кто придерживается Сунны, неуклонно следует ей, оживляя её, призывает к ней, терпеливо соблюдает, и не преступает установленные Всевышним границы, вводя в религию то, на что Аллах не давал Своего дозволения, чего не приносил его Посланник, и что не было обычаем его преемников – праведных халифов. А кто вносит в религию нечто новое, тот возводит ложь на Аллаха и Его Посланника и создаёт свои законы при том, что единственным Законодателем по праву является Всевышний.
‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) написал ‘Ади ибн Арта по поводу некоторых кадаритов: «Я наказываю тебе бояться Аллаха, исполнять Его веления, следовать Сунне Его Пророка , да благословит его Аллах и приветствует и оставлять то, что внесли в религию приверженцы нововведений, и что не соответствует Сунне. Следуй Сунне, ибо Сунну принёс нам человек, знающий, что противоречие ей – ошибка и глупость. Соблюдающие Сунну являются опередившими, поскольку они говорят и делают достаточно, и больше от них ничего не требуется. Те же, кто делает меньше, делают упущения, а кто делает больше, тот выбивается из сил. Одни делают упущения, другие преувеличивают, а если бы они придерживались “золотой середины” между тем и этим, они оказались бы на прямом пути».
Всевышний Аллах сказал:
«У верующего мужчины и верующей женщины нет выбора, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушивается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).
Я говорю то, что вы сейчас слышали, и прошу прощения у Всевышнего, просите же и вы у Него прощения, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
* * *
Хвала Аллаху, хвала Ему в мире этом и в мире вечном. Я восхваляю Его и благодарю за Его милости, сокрытые и явные. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник, который по воле Своего Господа указал сердцам, пребывавшим в растерянности, истинный путь. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые были сияющими звёздами во мраке, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Судного дня.
Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, и знайте, что наилучшие слова – Книга Аллаха, наилучшее руководство – руководство Мухаммада, а самые скверные из дел – новоизобретённые. Всё новоизобретённое является нововведением, любое нововведение является заблуждением, а всякое заблуждение ведёт в Огонь.
Следуйте Сунне, а не измышляйте, и вы спасётесь. Хузейфа сказал: «Не совершайте никакого поклонения, кроме того, которое совершали сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что первое не оставило места для второго».
Ад-Дареми приводит сообщение с безупречным иснадом о том, что Абу Муса аль-Аш‘ари сказал Ибн Мас‘уду (да будет доволен Аллах ими обоими): «Я видел в мечети людей, собравшихся в несколько кружков. Они сидели, ожидая молитвы, и в центре каждого круга сидел человек, а в руках остальных были камешки, и он говорил им: “Скажите ‹Аллаху Акбар!› сто раз” – и они говорили “Аллаху Акбар!” сто раз. Он говорил: “Скажите: ‹Ля иляха илляЛлах› сто раз” – и они говорили “Ля иляха илляЛлах” сто раз. Он говорил: “Скажите: ‹СубханаЛлах› сто раз” – и они говорили “СубханаЛлах” сто раз». Он сказал: «Разве ты не приказал им считать их дурные деяния? И разве не гарантировал им, что ничто из их благих деяний не пропадёт?» Затем он подошёл к одному из этих кружков. Он остановился возле них и сказал: «Что это я вижу? Что вы делаете?» Они ответили: «О, Абу ‘Абду-р-Рахман! Это камешки, по которым мы считаем, сколько раз произносим слова “Аллаху Акбар”, “Ля иляха илляЛлах”, “СубханаЛлах” и “Аль-хамду лиЛлях”». Он сказал: «Считайте же свои дурные деяния, а я гарантирую вам, что ничего из ваших благих деяний не пропадёт! Горе вам, о община Мухаммада! Как быстро пришли вы к гибели! Вот сподвижники вашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а вот его одежда – она ещё не истлела… Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, неужели вы исповедуете религию, которая правильнее религии Мухаммада? Или же вы открываете дверь заблуждения?» Они сказали: «О, Абу ‘Абду-р-Рахман! Клянёмся Аллахом, мы ведь стремились только к благому!» Он сказал: «А сколько стремящихся к благу не достигли его!».
Посмотрите на это великое руководство и на то, как воспитывал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, своих сподвижников. Посмотрите на то, как Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, осудил участников этих кружков поминания при том, что они, казалось бы, совершали благое дело – восхваляли и поминали Аллаха. Он осудил их за то, что они делали это не так, как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. То, что они делали, не было частью религии, и он дал им понять, что невозможно достичь блага путём нововведений. Сподвижники были истинными рабами Аллаха… А сколько стремящихся к благу не достигают его.
Рассказывают, что один человек пришёл к Малику ибн Анасу и сказал: «В каком месте мне надеть ихрам?» Тот сказал: «Надевай ихрам там, где надевал его Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Он сказал: «А если я надену ихрам в месте, которое дальше того, в котором облачался в ихрам он?» Малик сказал: «Не делай этого, поистине, я боюсь для тебя искушения». Человек спросил: «Какое искушение в увеличении блага?» Он сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: “Не обращайтесь к Посланнику так, как вы обращаетесь друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые уходят украдкой, стараясь ускользнуть. Пусть же те, которые противятся его воле, остерегаются, как бы их не постигло искушение или мучительные страдания” (24:63) Какое же искушение больше, чем считать, что ты сделал дело, которое достойнее дела Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!».
Бойтесь же Аллаха, да помилует вас Аллах, и следуйте путём первых мусульман, придерживайтесь Сунны и остерегайтесь нововведений. И призывайте благословение на вашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который был послан в качестве милости для миров. Придерживайтесь того, что он принёс нам, ибо, поистине, нет человека, который относился бы к мусульманской общине с большим милосердием, чем он. Он указал нам на всякое благо и предостерёг нас от всякого зла. Самое верное руководство – его руководство, и истинное поклонение – его поклонение, и Шариат – это только то, что он оставил нам.
О Аллах, благослови Твоего раба и Пророка Мухаммада, его семью, его жён и сподвижников, а также всех тех, кто следовал его путём (Аллахумма салли ва саллим ва барик ‘аля ‘абдика ва набиййика Мухаммад ва ‘аля алихи ва азваджихи ва асхабихи ва ман сара ‘аля хадйихи).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без поддержки того, кто оставляет без поддержки эту религию (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, покажи нам Истину Истиной, и помоги нам следовать ей, и покажи нам всё ложное ложным, и помоги нам отдаляться от него (Аллахумма арина-ль-хакка хаккан ва-рзукна иттиба‘аху ва арина-ль-батыля батылян ва-рзукна иджтинабаху).
О Аллах, помоги нам полюбить Сунну Твоего Пророка Мухаммада и следовать ей (Аллахумма хаббиб иляйна сунната набиййика Мухаммадин каулян ва ‘амалян ва иттиба‘ан).
О Аллах, не делай нас одними из тех, кого в Судный день отгонят от его водоёма, и о ком будет сказано: «Поистине, ты не знаешь, что они сотворили после тебя!» (Аллахумма ля тадж‘альна мимман йузадуна ан хаудыхи ва йукалю фихим иннака ля тадри ма ахдасу ба‘адака).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, и живым, и умершим, их грехи! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйа минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помилуй нас, ибо, поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя Ты можешь сделать это (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака аляйна кадир).
О Аллах, надели нас богобоязненностью, которая удерживала бы нас от ослушания Тебя, и покорностью Тебе, которая привела бы нас в Твой Рай (Аллахумма-ксим ляна мин хашйатика ма тахулю бихи байнана ва байна ма‘асыка ва мин та‘атика ма тубаллигуна бихи джаннатака).
И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).