Для того чтобы что-то притягивало внимание человека, прежде всего нужно чтобы он был информирован о нем, хотя бы малость. Например, чтобы ухаживать за одним цветком, нужно знать его подлинную ценность. Ислам призывает человека знать свою ценность, в первую очередь ценность собственного тела.
«Несомненно, Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура «Тийн», аят 4, Тафсир Хилал).
Ислам впервые в мире уделило внимание вопросу обеспечения физического здоровья и совершенности человеческого дитя при появлении на свет. В частности, наша религия запретила сочетание никахом с такими близкими родственниками, как братья, сестры, дяди, племянники. Она рекомендовала иметь брачные отношения с теми, кто далек по крови.
Когда один из арабов пожаловался почтенному Умару радияллаху анху о том, что в его племени дети рождаются слабыми, с пороками повелитель правоверных порекомендовал ему: «Вам надлежит устанавливать сватовские связи с другими племенами». Впоследствии, когда племя последовало этой рекомендации, упомянутые проблемы разрешились.
Физическое воспитание человека в его широком понимании Ислам возвысил на уровень обязательного ибадата. Например, все, что наносит физический вред человеку, Ислам объявил харамным (например, хамр — все виды пьянящих средств). Человеку запрещается подвергать себя мучениям, даже ради поклонения. Посредством правила о том, что при наличии на теле нечистот размером даже с монету поклонения недопустимы, достигается содержание тела в чистоте, обеспечивая предохранение от всяких вредоносных микробов. Обрезание, остригание ногтей, поправление и укорачивание усов, удаление волос в интимных местах — все это было внедрено в качестве сунны. Даже для тела усопшего предписан фард его полное омовение как для живых, очищение и облачение в чисто белое одеяние (саван), хотя это тело безжизненно и ему скоро предстоит быть погребенным. И таких примеров очень много.
Когда речь идет о физической культуре, что ныне чаще именуется «спортом», у мусульманина возникает естественный вопрос: Как относится Ислам к спорту? Известно, что Посланник Аллаха Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам в период своего двадцатитрехлетнего пророчества по указанию Всевышнего Аллаха оставил достаточно напутствий, охватывающих все сферы человеческой жизнедеятельности. Следовательно, в исламе существует ответ и на вышезаданный вопрос. Прежде всего, Ислам провозгласил, что на каждую душу возлагается ответственность за заботу о своем теле.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам, обращаясь к Абдуллаху ибн Амр ибн Ассу радияллаху анху, кто все ночи напролет предавался намазам, а дни проводил в посте, сказал:
«Постись, но будь и в разговении, совершай (намаз) тахаджжуд, но и отдыхай, потому что на тебе права и твоего тела, и твоих глаз, и твоей жены»
В Исламе предписанный фардом пост по существу является и воспитанием души. Пост представляет собой своеобразную процедуру по очищению организма. В настоящее время специалисты в области медицины рекомендуют хотя бы раз в году проводить курс лечения голоданием. Они, не ведая о предписанности рамаданского поста в Исламе, отмечают, что один такой курс голодание должно составлять 28-29 дней.
Физкультура в Исламе просматривается и в совершении пятикратных намазов. Мусульманин, уже в процессе своих поклонений своему Господу и приготовлений к ним, совершает множество физических действий. Например, во время намаза и в приготовлениях к нему. Чем совершеннее выполняются намазы, тем повышается их эффективность и с физической стороны, впрочем, как и с других сторон тоже.
Всем известно, физкультура рассматривает правильное дыхание как приоритетный фактор в развитии тела. Знаменитый академик в области медицины, россиянка Бутерина проводила специальные исследования и выявила такие положения человеческого тела, в которых дыхание протекает наиболее правильным, легким и благоприятным для организма образом. Дыхание в таких положениях она включила в систему дыхательных упражнений. Поражает тот факт, что во главе списка таких благоприятных для организма дыхательный положений указаны положения, существующие в намазе: положения кийама, рукуъ и саджды.
Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, будучи сам наивысшим примером для каждого, все преобразования и внедрение божественных указаний начинал со своей семьи, таким образом давая понять, что все начинается с внедрения в семье. Этот пример мы наблюдаем и в вопросах физкультуры.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам придавал особое значение физическому воспитанию и подрастающего поколения. Потому что это весьма важно в том плане, чтобы в будущем нация выросла здоровой и сильной.
Среди почтенных сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам физические занятия и состязания были обычным явлением. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам также уделял внимание таким занятиям и состязаниям, как бег, борьба, плавание, скачки на ездовых животных и другие.
Умар ибн Хаттаб радияллаху анху еще до принятия им Ислама был одним из самых знаменитых борцов. Ислам, поддержав и призвав к этому виду занятий, вместе с тем, устранил из него все проявления дикости, жестокости, противоречащие гуманизму и нравственности элементы.
Когда Рукана ибн Абу Азид состязался с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в борьбе, он проиграл ему, хотя намного превосходил его в силе, и стал мусульманином.
Имам Захаби сказал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам одолел Рукану дважды».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вступал в схватку и с такими сильными сподвижниками, как Абул Асвад ал-Джумахи. Состязались в борьбе и молодые сподвижники. Имам Хасан и Имам Хусайн тоже соверновались в борьбе в присутствии Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Что же касается плавания, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил:
«Все, что не относится к зикру, является несостоятельным или ошибочным, за исключением четырех: пребывание человека между двумя мишенями (то есть стрельба из лука), наездничество, игры-состязания со своей семьей и учиться плавать».
Имами Суюти собрал и составил целый сборник хадисов и произведений, посвященных вопросам о достоинствах плавания. В частности Суюти упоминает следующее:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вместе со своими сподвижниками спустился к озеру и сказал: “Пусть каждый плывет по направлению к своему товарищу». Сам он поплыл к Абу Бакру и обняв его за шею, сказал: “Если бы я брал себе в друзья кого-то, то взял бы Абу Бакра, но он уже со мной”».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам придавал особое значение и состязаниям на ездовых животных.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам основное внимание уделял военной физической подготовке. Ведь в основе этого лежит честь защищать свою нацию, свою отчизну.
В хадисе, переданном от Укбы ибн Àмира радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Стреляйте (из лука), езжайте верхом, по мне ваша стрельба лучше, чем ваша верховая езда».
Мы можем упомянуть о множестве таких примеров. Однако думаем, и этого достаточно, чтобы понять, насколько придает значение Ислам вопросу физического воспитания.
Обид Мирхамидов
..