Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) был родом из Исфахана (Иран). До принятия Ислама его звали Мабах. Его отец Бузхашан был огнепоклонником, своего рода религиозным авторитетом для своих единоверцев. Салман рассказывал Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах) о причине, побудившей его принять Ислам: «Я был юношей-персом, сыном старосты огнепоклонников. Я очень любил людей. Отец закрывал меня в доме, не выпуская на улицу.
Я старался усердно соблюдать религию огнепоклонников. У моего отца было богатое поместье. Как-то раз он сказал мне: “Сынок, отправляйся-ка ты в поместье, но не задерживайся там, ибо когда ты опаздываешь, я предаю забвению всё”».
Я немедленно выступил в путь. Через некоторое время вблизи дороги я увидел одну из христианских церквей. Проезжая мимо, я услышал голоса молящихся там людей, что привлекло моё внимание. Понаблюдав за присутствующими, я сказал: «Клянусь Аллахом, это лучше нашей религии». Я пробыл в церкви до захода солнца, так и не добравшись до отцовского имения. Я задержался, и отец прислал за мной.
Мне понравилась религия христиан, и я спросил этих людей: «Где корень этой религии?» «В Шаме (ныне Сирия, Иордания, Ливан и Палестина)», – ответили они.
Я сказал отцу: «О, отец! Мне понравилась религия христиан, она лучше нашей религии». Отец воскликнул: «Твоя религия и религия твоих предков гораздо лучше!» Я возразил отцу: «А вот и нет!» Отец испугался моих слов и заточил меня в доме, надев на ноги кандалы.
При первой удобной возможности я попросил одного человека передать христианам: «Если кто из вас будет отправляться в Шам, то обязательно дайте мне знать об этом». Я сбежал от отца и поехал в Шам и направился к самому главному их учёному – епископу. Придя к епископу, я сказал: «Мне бы хотелось пребывать с тобой, молиться с тобой и услужить тебе». Он согласился. Однако очень скоро выяснилось, что епископ был плохим человеком. Он приказывал своим прихожанам делать пожертвования и присваивал эти деньги себе. Таким образом ему удалось собрать семь больших кувшинов с золотом и серебром. Но вскоре он умер.
После его смерти я рассказал христианам о том, чем он занимался. Они стали кричать на меня, и я показал им то место, где епископ прятал деньги. Они не похоронили его, распяли тело на столбе и забросали его камнями. Вскоре после этого епископом был избран другой человек. Он был человеком, отрешённым от мирского, набожным, любившим потусторонний мир и очень праведным. Я полюбил его и привязался к нему. Служа ему, я пребывал с ним до его смерти. Когда он умирал, я обратился к нему: «Сделайте мне завещание, с кем вы мне посоветуете быть после вас?»
Он ответил: «Отправляйся к такому-то учёному, проживающему в Мосуле (город в северной части Ирака). У нас с ним одно общее дело».
Когда мой хозяин умер, я отправился к этому человеку из Мосула, и он принял меня. Он тоже был хорошим человеком. Перед его смертью я также попросил его сделать мне завещание. Он сказал мне: «Я знаю только одного человека, подобного нам. Он живёт в Амирийе (один из городов Римской империи). Иди к нему».
Я отправился к нему и рассказал ему свою историю. Он принял меня. У него я заработал немного денег, на которые купил несколько коров и овец. Через некоторое время смерть настигла моего нового хозяина. Перед самой кончиной я обратился к нему и спросил, к кому мне лучше пойти. Он ответил мне: «Я не знаю сейчас никого на Земле, к кому бы я мог отправить тебя. Однако наступило время появления Пророка – проповедника религии Ибрахима (мир ему). Вскоре он покинет свою родину и переселится туда, где растут пальмы. Этот Пророк (мир ему и благословение) будет обладать явными отличительными чертами. На спине между лопатками у него будет печать пророчества. Он ест только то, что дарят ему, а из пожертвований (садака) ничего есть не станет. Если ты сможешь, то иди к нему».
После этих слов он умер. Как-то раз группа арабских купцов из племени Килаб проходила неподалёку. Я сказал им: «Если вы возьмёте меня с собой на свою землю, то я отдам вам своих коров и овец».
Они согласились взять меня с собой. Когда мы достигли долины Кура (на территории Хиджаза между Ула и Мединой), торговцы продали меня как раба одному человеку из иудеев. Здесь я увидел пальмы и узнал, что это та самая местность, о которой мне рассказывал тот человек.
Я оставался у иудея до тех пор, пока к нему не приехал человек из племени бану Курайза (иудейское племя, жившее в Медине). Он купил меня у хозяина и взял с собой в Медину. Медину я также узнал по его описанию. Здесь я работал в финиковом саду.
Вскоре Посланник (мир ему и благословение) переселился в Медину и остановился у рода Амр бин аль-Аса (в Кубаъ). Как-то раз, когда я работал в саду, к нему пришёл его племянник и сказал: «Да погубит Аллах племена арабов Медины. Я проходил мимо них, они собрались вокруг одного человека, который прибыл к ним из Мекки. Этот человек говорил, что он является пророком».
Клянусь Аллахом, едва я услышал эти слова, как меня охватила сильная дрожь, и я чуть не свалился с пальмы. Быстро спустившись с пальмы, я обратился к ним и спросил об этом человеке. Они ответили мне: «А тебе-то какое до этого дело?! Возвращайся и занимайся своим делом!»
Когда наступил вечер, я взял немного полученных мной фиников и отправился в Кубаъ. Войдя к нему, я сказал: «Это финики, которые я получил за работу. Я хочу раздать их в качестве пожертвования (садака). Я слышал, что ты праведный, хороший человек и у тебя есть нуждающиеся товарищи. Поэтому я считаю вас более достойными этого, чем кто-либо другой». Затем я пододвинул к ним финики. Он сказал своим товарищам: «Ешьте». Однако сам Пророк (мир ему и благословение) есть не стал. Я сказал себе: «Это один из признаков». После этого я вернулся. В другой раз, собрав финики, я вновь пришёл к нему и сказал: «Я хочу оказать тебе почёт, поэтому я эти финики дарю тебе, и это не милостыня». Он поел фиников, и его товарищи также вкусили их.
Я сказал себе: «Вот и второй признак». Потом я вернулся обратно. После этого, когда я пришёл к нему в третий раз, он вместе со сподвижниками отправлялся на кладбище Баки (в Медине), чтобы похоронить одного из своих товарищей. Поздоровавшись с ним, я старался взглянуть на его спину, чтобы увидеть печать пророчества. Пророк (мир ему и благословение) приподнял своё одеяние, и я увидел у него на спине печать пророчества. Я поцеловал ее и заплакал. Он посадил меня пред собой, и я рассказал ему всю свою историю, как рассказал о ней тебе, о Ибн Аббас».
Салман (да будет доволен им Аллах) является одним из самых почитаемых и старших сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Он служил примером для подражания всей мусульманской общине в отрешённости от мирского, поклонении Всевышнему Аллаху, совершенстве ума, распространении Ислама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также дал ему высокую оценку, назвав его человеком из своего семейства.
Дорогие читатели, вы узнали, что основной причиной принятия Ислама Салманом аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) служило его искреннее упование и стремление найти истину. Узнав по признакам, рассказанным другими людьми из прежних священных Писаний, таких как Тора и Евангелие, о том, что Мухаммад (мир ему и благословение) является истинным Пророком Аллаха, он всей душой уверовал в него.
Курамухаммад-хаджи Рамазанов