Наиболее последовательно против ростовщичества во всех его формах выступает Ислам. Ко времени начала проповеди Пророка Мухаммада (мир ему) арабы были хорошо знакомы с ростовщической практикой благодаря своим ближневосточным соседям. Мекка, находившаяся на пересечении караванных путей, была одним из крупнейших торговых центров на Ближнем Востоке.
В Куръане слово «риба» (в букв. переводе с арабского – приращение) встречается 8 раз, всего же стихов, имеющих отношение к риба, в Священной Книге насчитывается 12.
Риба категорически осуждается Куръаном: «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это – за то, что они говорили: «Ведь торговля – то же, что рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2:275). Однако, несмотря на разграничение торговых и ростовщических операций, в Священной Книге не дается самого определения понятия «риба», содержатся лишь косвенные указания на один из популярных в те времена видов ростовщичества – удвоение суммы долга в обмен на отсрочку его выплаты: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне…» (3:130).
В качестве примера в Куръане указывается на деловое поведение иудеев, практиковавших финансовые операции на основе риба, в том числе, и на Аравийском полуострове: «…Мы запретили им (иудеям) блага, которые были им разрешены, и за отвращение ими многих от пути Аллаха, и за то, что они брали рост, хотя это было им запрещено, и пожирали имущество людей попусту, Мы и приготовили неверным из них мучительное наказание» (4:160-161).
Не исключено, что некоторые сподвижники Пророка (мир ему), среди которых было немало торговцев, до ниспослания аятов, запрещающих риба, практиковали некоторые ростовщические операции. Об этом свидетельствуют предания, в которых риба упоминается в связи с именем ‘Аббаса б. ‘Абд ал-Мутталиба – дяди Пророка (мир ему). Так, в хадисе, приведенном в «ас-Сахихе» Муслима, Пророк (мир ему) сказал: «Риба времен джахилийи отменена. Первая риба, которую я отменяю, это наша собственная риба, которую мы должны ‘Абд ал-Мутталибу. Она (с этого момента) полностью отменена».
Мусульманские авторы спорят, о какой форме риба идет речь. По-видимому, в хадисе имеется в виду довольно распространенная в те времена практика удвоения суммы долга в обмен на отсрочку его возврата или же заранее установленная в договоре надбавка к основной сумме долга.
Не исключено, что тот тип ростовщичества, о котором говорится в цитируемом хадисе, сочетал в себе оба признака: содержал условие о выплате процентов и одновременно оговорку о том, что в случае невозврата долга в срок его сумма увеличивается вдвое. Обе указанные формы ростовщичества характеризуются мусульманскими правоведами как один из двух известных в средние века типов риба - риба ан-наси’а (долговая риба).
В широком значении, риба ан-наси’а присутствует в договоре займа и означает любую надбавку к основной сумме долга, получаемую заимодавцем в качестве одного из условий предоставления средств в долг на определенный срок. Кроме того, риба ан-наси’а может означать надбавку к основной сумме долга, выплачиваемую в обмен на отсрочку платежа: «Пророк (мир ему) запрещал (вновь) продавать (товар, в отношении оплаты которого ранее уже была предоставлена отсрочка платежа, но который не был оплачен) в долг на новый срок под проценты» (приведено у ал-Аскалани). Вклады в банк и получение по ним процентов, а также использование банковских кредитов с последующей выплатой по ним процентов относится к риба ан-наси’а.
Риба ал-фадл (риба-излишек) подробно охарактеризована в Сунне. Данная форма также была известна арабам в доисламскую эпоху, но, в отличие от риба ан-наси’а, не именовалась рибой.
Риба ал-фадл имеет место при бартерном обмене одной партии одного и того же товара на другую, в неравной пропорции и неодновременно. В число таких товаров, согласно хадисам, входят: золото, серебро, пшеница, ячмень, финики, соль. Впоследствии, по мнению большинства правоведов, - любое несоответствие в количестве и качестве при обмене однородных товаров друг на друга.
В одном из хадисов, посвященных риба ал-фадл, говорится: «Обмен золота на золото – ростовщичество, если только (золото не передается из рук в руки в равных количествах), и обмен пшеницы на пшеницу - ростовщичество, если только (пшеница не передается из рук в руки в равных количествах), и обмен фиников на финики - ростовщичество, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах), и обмен ячменя на ячмень – ростовщичество, если только (ячмень не передается из рук в руки в равных количествах)» (Сахих ал-Бухари).
На первый взгляд, запрет неравного обмена одного и того же товара, за исключением случаев, когда такой обмен разорван во времени, может показаться странным, как с точки зрения средневековой, так и современной экономики. Однако в другом хадисе дается ответ на этот вопрос: «Однажды Билял принес Пророку (мир ему) финики (сорта) барни, и Пророк (мир ему) спросил его: «Откуда это?». Билял ответил: «У меня были плохие финики, и я обменял их на хорошие, отдав по два са’ за один са’ (хороших фиников), чтобы угостить ими Пророка». Услышав это, Пророк (мир ему) воскликнул: «Так ведь это же настоящее ростовщичество! Никогда не делай так! Если хочешь купить финики получше, то продай плохие финики и за полученную плату купи хорошие» (Сахих ал-Бухари). Иными словами, две партии одного и того же товара могут быть разного качества и, несмотря на одинаковый вес, могут иметь разную стоимость.
Единственный из сподвижников Пророка (мир ему), кто, согласно преданию, считал риба ал-фадл дозволенной, был Ибн ‘Аббас, который ссылался на хадис, переданный Усамой б. Зайдом, где говорилось, что риба – это только риба ан-наси’а (Сахих ал-Бухари). Однако, как свидетельствуют некоторые авторы, впоследствии Ибн ‘Аббас отказался от своего мнения по этому вопросу.
Кроме того, в наши дни получила распространение другая, более простая классификация рибы: ссудная риба (риба ал-дуйун) и торговая риба (риба ал-буйу’).
Ссудная риба включает в себя две формы риба ан-наси’а. В то же время, к торговой рибе относится как риба ан-наси’а, так и риба ал-фадл. Например, если кто-то меняет килограмм ячменя на другой килограмм ячменя, и имеет место разрыв во времени, то можно говорить о риба ан-наси’а. Если же в обмен на килограмм ячменя кто-то получает, скажем, один килограмм и сто граммов ячменя, то перед нами риба ал-фадл. Обе формы риба могут сочетаться в одном и том же договоре продажи. Например, если кто-то меняет один килограмм ячменя на ячмень весом килограмм и сто граммов, причем получает все это не сразу, а через несколько месяцев.