Достоверные (сахих) хадисы
нужно уметь различать
Тем, кто занимается призывом, проповедями, наставлениями и разъяснительной работой, следует знать, что нехорошо рассказы-вать хадис в любом месте и каждому человеку только потому, что этот хадис достоверный (сахих). Дело в том, что люди бывают с разным уровнем развития, мировоззрения, с различными понятиями и условиями жизни. Кто-то может что-то неправильно истолковать и неверно следовать сказанному.
В подтверждение этому ученые приводят достоверный хадис, переданный имамом Бухари и имамом Муслимом от Муаза ибн Джабала радияллаху анху. В этом хадисе Муаз ибн Джабал говорит следующее:
«Я ехал за спиной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам верхом на осле. Он спросил:
— О Муаз! Знаешь ли ты, в чем заключаются обязательства рабов перед Аллахом и обязательство Аллаха перед Своими ра-бами?
Я ответил:
— Аллах и Его Посланник лучше знающие!
Он сказал:
— Обязательства рабов перед Аллахом: совершать поклоне-ние Ему и не придавать Ему сотоварищей. Обязательство же Аллаха перед рабами: не наказывать того, кто не придавал Ему сотоварищей (не допустил ширка).
Я спросил:
— О Посланник Аллаха, благовестить ли мне людей об этом?
Он сказал:
— Не говори им, дабы они не опирались на это».
Значит, сказанное в этом хадисе не предназначено для всех под-ряд. Это можно говорить только таким понимающим и знающим людям, как Муаз ибн Джабал радияллаху анху. Но если это гово-рить всем, то люди некоторых категорий могут истолковать смысл хадиса, прекратить практическое следование предписаниям шариа-та, а также сознательно допускать совершение ошибок, ссылаясь и опершись на изречение Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Если бы этого нельзя было говорить вообще, то Посланник Ал-лаха саллаллаху алайхи васаллам не говорил бы ничего даже Муазу ибн Джабалу радияллаху анху. Это было из тех изречений, о кото-рых положено знать только людям определенного уровня знаний и понятий. Именно поэтому Муаз ибн Джабал радияллаху анху рас-сказал этот хадис тем, кто находился рядом с ним, только перед своей смертью.
Аналогичные случаи имели место между Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и другими сподвижниками, в частно-сти, с Абу Хурайрой радияллаху анху. Это является очень важным уроком для проповедников, ученых, богословов и имамов.
В предании, приводимом имамом Бухари, почтенный Али радияллаху анху сказал: «Говорите людям только то, что они знают (понимают)! Или вы хотите, чтобы Аллаха и Его Посланника сочли лжецами?». То есть, не морочьте головы людям, говоря им то, чего они не знают и чего они не могут разуметь и постичь. Это означает, что в противном случае, неправильно истолковав сказанный вами аят или хадис, они могут допус-тить ложь в отношении Аллаха и Его Посланника саллаллаху алайхи васаллам.
В предании, которое приводит имам Муслим, Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху сказал: «Если будешь говорить людям то, что они не в силах разуметь, несомненно, некоторые из них вверг-нутся в фитну (смуту)».
Если проповедник будет говорить без учета уровня слушателей то, что они не в состоянии постичь, они могут неверно истолковать услышанное и сделать неправильные выводы. В результате они впадут в заблуждение и смуту, станут запутывать других людей, ссылаясь на слова сказавшего их ученого.
Имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи считал макрухом рассказывать хадисы, содержащие смысл неповиновения мусуль-манскому правителю.
А имам Малик считал макрухом обсуждение хадисов о качест-вах Всевышнего Аллаха. Однажды некий человек пришел к имаму Малику рахматуллахи алайхи и спросил: «Каково оно истива Алла-ха на Арше?».
Тогда имам Малик сказал: «Истива известно. Но неизвестно, ка-ково оно. Задавать вопросы о нем есть бидъа . Ты, оказывается, зачинщик бидъы! Выведите его прочь!»
Не исключено, что и те разногласия, которые имеют место сего-дня среди мусульман, зачастую появляются из-за несоблюдения вышеизложенных правил. Каждый, кто что-то узнал, старается рас-сказать об этом другим людям. Они же разносят его слова еще дальше.
Услышав это, другой грамотей начнет тоже публично говорить об ошибках в сказанном, раскритикует его, что, в результате, при-ведет к взаимной вражде, ссорам и конфликтам. Если ученый обна-руживает чью-либо ошибку, он должен очень деликатно сказать об этом самому человеку, которому принадлежат те слова. Не исклю-чено, что прав не он, а тот, первый. Возможно, первый человек имел какие-то суждения насчет этого. Могут быть и другие причи-ны. Иными словами, в данном деле нужно быть очень осторожным.
.