Передается от Умара ибн Хаттаба радияллаху анху:
«Однажды мы были у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Вдруг перед нами появился человек в совершенно белом одеянии и с совершенно черными волосами. В нем не было признаков путника, и никто из нас не знал его. Он сел напротив Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам касаясь своими коленами его колен, и, положа свои ладони на его бедра, сказал:
«О Мухаммад, поведай мне об Исламе».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Ислам – твое исповедание веры: «Лаа илаха иллаллаху, Мухаммадур Расулуллах», безупречное совершение намаза, дача закáта, пост Рамадана, хадж к Дому, если ты в состоянии совершить к нему путь».
(Он) сказал: «Ты сказал правду».
Мы удивились ему, что он спрашивает его и сам подтверждает его.
(Он) сказал: «Поведай мне об иймане».
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «(Это) твое уверование в Аллаха, в Его ангелов, в Его Книги, в Его пророков и в Судный день, и твое уверование в предустановление добра и зла».
(Он) сказал: «Ты сказал правду».
(Он) сказал: «Поведай же мне об ихсане».
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
«(Это) то, что поклоняешься Аллаху, словно видишь Его, если же не видишь Его, то поистине, Он видит тебя».
(Он) сказал: «Поведай мне о Часе».
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Спрашиваемый – не лучше знающий, чем спрашивающий».
(Он) сказал: «Поведай же мне о его предзнаменованиях».
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Рождение рабыней своей госпожи, и то, что увидишь, как босые, голые, нищие пастухи соперничают в возведении зданий».
Потом он ушел. Меня не было недолго. (Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал мне: «О Умар, узнал ли ты того, кто спрашивал?».
Я сказал: «Аллах и Его Посланник – Лучше знающие».
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Поистине, он – Джибраил. Пришел к вам, чтобы обучить вас вашей религии».
Передали пятеро. В другом предании:
«(Час) среди пяти вещей, о чем не знает никто, кроме Аллаха», затем Пророк саллаллаху алайхи васаллам прочитал аят: «Поистине, знание о Часе у Аллаха».
Затем он ушел обратно. И (Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Верните его». А они не увидели ничего. И (Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Это Джибраил. Пришел, чтобы обучить людей их религии».
Пояснение: Рассматриваемый нами хадис вобрал в себя величайшие истины, которые никто из сотворенных придумать не может, ибо в нем свыше дается знание о том, что такое Ислам, ийман, ихсан, а также представлены сведения о Судном дне. Все эти компоненты в совокупности и называются религией.
Этот хадис – практический и наглядный урок религиозного обучения. Со слов Имама Муслима Аммара ибн ал-Каъка рассказывают, что однажды, сидя среди сподвижников, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Спрашивайте у меня то, о чем бы вы хотели спросить». От волнения люди не смогли задавать вопросы. Тогда, появился описанный в хадисе человек в совершенно белом одеянии с черными волосами, на котором не было следов путешествия, никому не знакомый, который, присоединившись к указанному обществу, начал задавать самые важные для всех вопросы.
На вопрос: «О Мухаммад, поведай мне об Исламе» Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Ислам – твое исповедание веры: «Лаа илаха иллаллаху, Мухаммадур Расулуллах», безупречное совершение намаза, дача закáта, пост Рамадана, хадж к Дому, если ты в состоянии совершить к нему путь».
Таким образом, на вопрос об Исламе, Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил то же самое, что упоминается в первом хадисе. Здесь изменен лишь порядок упоминания поста и хаджа, который упоминается пятым по счету.
На вопрос: «Поведай мне об иймане» (Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «(Это) твое уверование в Аллаха, в Его ангелов, в Его Книги, в Его пророков и в Судный день, и твое уверование в предустановление добра и зла».
Этот вопрос является вопросом о том, что такое ийман по шариату. В ответе же в общем виде называются основные положения иймана согласно шариату.
«Вера в Аллаха» – это обобщенное выражение. Однако, согласно шариату, недостаточно просто сказать: «Я верую в Аллаха». Вера в Аллаха субханаху ва таъала подразумевает определенные положения, которые необходимо знать. Вера должна соответствовать тому, как ее описывает Сам Аллах субханаху ва таъала и Его пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Необходимо правильным образом уверовать в существование, первичность (кадим), извечность (азал) и вечность (абад) Аллаха, в Его имена, качества и деяния.
Недостаточно верить и в бытие ангелов Аллаха субханаху ва таъала – истинная вера в ангелов должна основываться на описаниях их качеств и деяний Аллахом субханаху ва таъала и Его пророком саллаллаху алайхи васаллам.
Вера в Писания Аллаха и в Его пророков алайхимуссалам, в Судный день и в предустановление доброго и злого также должна соответствовать положениям Куръана и сунны. Для этого необходимо, чтобы каждый мусульманин учился вопросам акыды (вероучения) у знающих богобоязненных ученых. По возможности необходимо, чтобы он изучил наизусть какую-нибудь книгу о вопросах акыды, выучил какой-нибудь из кратких (мухтасар) текстов.
Гость попросил: «Поведай же мне об ихсане». «Ихсан», согласно словарю, означает «хорошее, красивое деяние». В этом хадисе, согласно мнению ученых, это слово синонимично слову «ихлас» (чистосердечие, искренность). В ответе на этот вопрос Пророк саллаллаху алайхи васаллам еще раз проявил свою способность выражения глубочайшего смысла одним-двумя емкими образами. Он сказал:
«(Это) то, что поклоняешься Аллаху, словно видишь Его, если же не видишь Его, то поистине, Он видит тебя».
Для правильного понимания значения слова «ихсан» прежде всего следует уточнить значение слова «ибадат» (буквально: поклонение, служение Аллаху субханаху ва таъала). Стало привычным понимать под словом «ибадат» такие действия, как совершение намаза, соблюдение поста, хадж. Несомненно, всё это важные виды служения Аллаху субханаху ва таъала и поклонения Ему. Однако значение слова «ибадат» не ограничивается только этим.
Это слово происходит от глагола «абада» и означает: «преклонился – стал рабом». Например, Абдуллах – раб Аллаха субханаху ва таъала. Следовательно, ибадат – это значит быть рабом (слугой). На персидском – «банда». Если же мы будем считать «ибадатом» (служением, поклонением) только намаз, пост и хадж, получается, что человек признает себя рабом Аллаха субханаху ва таъала во время их совершения, а в остальное время его преклонение перед Аллахом субханаху ва таъала в качестве раба прекращается? Тогда чьим рабом становится человек во все остальное время помимо намаза, поста и хаджа?
Разве человек должен представлять, что видит Аллаха субханаху ва таъала только во время совершения намаза, соблюдения поста и хаджа, а в остальное время – нет? Или же он должен представлять, что во время совершения этих видов поклонения Аллах субханаху ва таъала видит его, а в остальное время совершать всё, что захочется, считая, что Он не видит?
Конечно, это абсолютно неверно! Человек является рабом Аллаха субханаху ва таъала постоянно– как во время совершения намаза, так и во время сна, когда он постится и когда не постится. И совершающий хадж, и тот, кто не смог его совершить, являются рабами Аллаха субханаху ва таъала. Вопрос только в том, насколько человек, называющий себя рабом Аллаха субханаху ва таъала, претворяет сказанное Им во всех сферах своей жизни? Если слуга, признав кого-либо своим господином, не следует его указаниям, то он уже не слуга и заслуживает наказания. Поэтому, являясь рабом Аллаха, необходимо исполнять исходящие из этого требования.
Именно поэтому наши ученые говорят: «Каждое деяние, ведущее к довольству Аллаха субханаху ва таъала, есть служение и поклонение (ибадат) Ему». Исходя из этого, мусульманин должен каждое мгновение жить с искренней преданностью Аллаху, словно он видит Его, должен стремиться к достижению Его довольства. Если же он не может достичь этого уровня, то каждое мгновение он должен жить с верой в то, что Аллах субханаху ва таъала видит его. Вот тогда он достигнет минимальной степени ихсана.
Если же он не достигнет и этого уровня, то во время намаза он будет поклоняться Аллаху, а во время занятия другими делами – мирской жизни, во время поста он будет поклоняться Аллаху субханаху ва таъала, а во время еды – своему животу, во время хаджа – Аллаху субханаху ва таъала, а в остальное время – различным обычаям или иным вещам.
После вышеуказанных трех важнейших вопросов спрашивающий задает вопрос: «Поведай мне о Часе», что свидетельствует о том, что вера в Судный день является обязательной. Однако он требует вполне конкретного ответа.
В самом деле, вопрос о времени Судного дня часто задавался в древности, повторяется он и в наши дни. Этот вопрос позволяет выявить различие между лжепророками и истинными пророками алайхимуссалам: лжепророки, увлекшись обольщением окружающих их невежд, в большинстве случаев, заранее объявив день и час Судного дня, позорились и продолжают позориться перед людьми.
Единственный правильный ответ на вопрос: «Когда наступит Судный день?», был дан Пророком Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам в этом хадисе:
«Спрашиваемый – не лучше знающий, чем спрашивающий».
Иными словами, ты, сам того не зная, спрашиваешь об этом у меня, однако я, как и ты, не знаю часа Судного дня. Ответы на предыдущие вопросы знал и сам спрашивающий, и именно поэтому он подтверждал каждый ответ словами: «Ты сказал правду!». Однако о часе Судного дня он спросил, не зная ответа, но зная, что на него не ответит и спрашиваемый.
В этом ярко проявилось величие Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам перед людьми, считавшими его лучшим представителем человечества и искренне уверовавшими в то, что он является посланником Аллаха. На вопрос постороннего человека он честно отвечает, что не знает ответа. Какой прекрасный пример для тех, кто в стремлении выделиться и показать себя знающими то, чего они не знают, прибегают к различным уловкам, хитростям и лжи!
Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам ясно ответил на заданный ему вопрос: «Не знаю», ибо знание всего присуще только Аллаху субханаху ва таъала. Очень многие вещи из нашего будущего известны только Самому Всевышнему, в том числе и знание часа Судного дня. Именно поэтому в другом хадисе, переданном Имамом Бухари и Имамом Муслимом от Абу Хурайры радияллаху анху, отвечая на вышеуказанный вопрос, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«(Час) среди пяти вещей, о чем не знает никто, кроме Аллаха», затем Пророк саллаллаху алайхи васаллам прочитал аят: «Поистине, знание о Часе у Аллаха».
Однако Аллах субханаху ва таъала дал Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам знание предзнаменований (признаков) Судного дня. Именно поэтому когда его гость в белой одежде спросил:
«Поведай же мне о его предзнаменованиях», упоминая о двух из предзнаменований приближения часа Судного дня, тот ответил:
«Рождение рабыней своей госпожи, и то, что увидишь, как босые, голые, нищие пастухи соперничают в возведении зданий».
В двух разных хадисах в отношении слов «рабыня родит своего хозяина» имеется указание на то, что здесь могут подразумеваться как господин, так и госпожа, то есть: вы увидите как сын или дочь рабыни станут ее хозяевами.
О том, как следует понимать этот хадис, ученые высказывают несколько различных мнений. Одно из них заключается в том, что «данные слова указывают на распространение фактов отречения родителей от своих детей, безответственность матерей, в результате чего сыновья перестанут уважать своих матерей и будут относиться к ним, как к рабыням». Да смилостивится над ними Аллах субханаху ва таъала: похоже, что это сказано именно о нашем времени! Если исходить из этого смысла, то мы увидим проявление сегодня одного из предзнаменований Судного дня и приближении его часа.
Вторым предзнаменованием Судного дня, упоминаемым в этом хадисе, является стремление босых, голых, нищих пастухов овец превзойти друг друга в высоте возводимых ими зданий. Ученые прошлого говорили, что речь идет о людях, живших в пустыне в палатках и не знавших, что такое дом, которые при улучшении их положения будут стремиться построить дома больше, чем у других, чтобы превзойти друг друга. Примеры этого они приводили из жизни людей своего времени.
Однако, если бы они увидели, как в наше время в различных регионах Аравийского полуострова появились люди, которые полностью соответствуют данным описаниям и которые увлеклись роскошью, украшениями, стремлением к славе, и в частности – возведением высокоэтажных зданий, они наверняка увидели бы в этом признаки приближения Судного дня. Конечно, в то время, когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам произнес этот хадис, ничего подобного не наблюдалось. И это также является ясным подтверждением того, что Мухаммад – истинный Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
Помимо этих двух предзнаменований Судного дня, существует и ряд других, которые мы также рассмотрим в свое время.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Основами Ислама являются исповедание веры (шахада), намаз, закáт, пост и хадж. О том, что они являются столпами здания Ислама, мы говорили при изучении первого хадиса.
2. Основами иймана является вера в Аллаха субханаху ва таъала, Его ангелов, Писания, пророков алайхимуссалам, Судный день, предустановление Аллахом доброго и злого, и ее подтверждение.
Наши ученые вели продолжительные дискуссии по вопросу, какая связь существует между понятиями Ислама и иймана, а также о том, какое из них является первичным. На эту тему изданы отдельные книги. Однако суть в том, что понятия Ислама и иймана взаимосвязаны и дополняют друг друга. Впрочем, если рассматривать их по отдельности, то ийман относится к духовным вопросам, а Ислам – к практическим вопросам подчинения.
3. Ихсан (искренность) – это совершения поклонения и служения Аллаху субханаху ва таъала так, словно видишь Его, или, по крайней мере, с верой в то, что Аллах видит тебя. Человек, не достигший этого уровня, считается не достигшим степени искренности.
4. Время наступления часа Судного дня известно только Аллаху субханаху ва таъала. Остальные же знают только предзнаменования Судного дня, о которых известил Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
5. Все это в совокупности называется религией, поскольку после того, как спрашивавший об этом ушел, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал сподвижникам: «Верните его». Поискав, сподвижники никого не нашли. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал им: «Это Джибраил. Пришел, чтобы обучить людей их религии». Заданные им вопросы были предназначены для того, чтобы научить людей религии, из чего следует, что упомянутое в этих вопросах в совокупности и есть религия.
Данная часть рассматриваемого нами хадиса передана на основе переданного почтенным Умаром радияллаху анху. Когда гость, задав вопросы и получив на них ответы, встал и ушел, почтенный Умар также ушел оттуда и поэтому не знал, о чем говорилось далее, после того, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Верните его». Умар радияллаху анху был свидетелем другой версии продолжения того хадиса, имеющей отношение к нему самому. Почтенный Умар рассказывает об этом следующее: «Затем он ушел обратно», то есть, спрашивавший встал и ушел. «Меня не было недолго».
В другом предании говорится, что он сказал: «Меня не было три дня». Затем он снова встретился с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам, вспоминая событие трехдневной давности, спросил:
«О Умар, узнал ли ты того, кто спрашивал?» Я сказал: «Аллах и Его Посланник – Лучше знающие». (Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Поистине, он – Джибраил. Пришел к вам, чтобы обучить вас вашей религии».
6. Способность ангела принимать образ различных людей. В большинстве случаев Джибраил алайхиссалам (мир ему) приходил к Пророку саллаллаху алайхи васаллам в облике его сподвижника по имени Дихъятул Калби радияллаху анху. Однако в данном хадисе говорится, что он пришел в облике неизвестного никому человека.
7. Необходимость (ваджиб) веры в то, о чем упоминается в этом хадисе.
8. Допустимость в целях обучения задавать вопросы, которые знаешь сам.
9. Использование педагогического приема, когда учитель для лучшего усвоения материала намеренно задает при учениках вопрос тому, кто знает на него исчерпывающий ответ, и подтверждает его правильность.
10. Незнание установленного Аллахом субханаху ва таъала часа Судного дня никем из Его созданий.
11. Возможность знания людьми только предзнаменований Судного дня.
12. Проявление уважения к старшему, к учителю. Сподвижники сохраняли молчание, когда появившийся незнакомый им человек задавал вопросы Пророку саллаллаху алайхи васаллам, а когда он ушел, они не задавали вопросы о том, кто это был.
13. Необходимость скорейшего доведения руководителями и учителями до подчиненных и учеников важной для них информации, хотя они бы сами не спрашивали об этом.
14. Эффективность религиозного обучения методом «вопрос – ответ».
15. Урок честности и скромности. Из ответа Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Спрашиваемый знает об этом не больше, чем спрашивающий» следует, что открытое признание отсутствия вахий о чем-либо является на самом деле знанием установления Всевышнего по этому поводу.
Сокровенный смысл данного хадиса:
Из данного священного хадиса вытекает много сокровенных истин, что мы поняли в ходе ознакомления с ним. Об их важности, о пользе для человечества написано немало количество книг, сказано много слов. Мы ограничимся здесь краткими общими суждениями.
Начнем со значений иймана и его основ, упоминаемых в данном хадисе. Безграничную важность иймана человечество осознало только тогда, когда ощутило последствия его отсутствия. Несмотря на то, что отсутствие иймана как подлинной веры проявлялось еще с древности, это не осознавалось большинством людей – все имели веру, но она была искажена заблуждениями. Люди веровали не в то, что предписано Творцом. Практически никто не утверждал, что Творца миров не существует, однако большинство людей совершали ширк, то есть, ошибочно представляли некоторые Его имена, атрибуты и деяния в качестве самостоятельных существ и придавали их Ему же в соучастники, сотоварищи, «компаньоны».
Именно поэтому в древних книгах о вероучении говорилось не столько о существовании Аллаха, сколько о Его единственности (тавхид), качествах, именах и деяниях. В науке о вероучении (акыде) данный вопрос и не обсуждался, ибо, за редким исключением, бытие Аллаха всеми признавалось.
Ийман в Исламе оценивается как самое величайшее благо, дарованное Аллахом субханаху ва таъала человеку. Ислам оценивает значимость человека в соответствии с его верой. Он подчеркивает, что человек без иймана не может ничего достигнуть в обоих мирах. Ислам уделяет особое внимание тому, чтобы все дела осуществлялись на основе правой веры.
В рассматриваемом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам, отвечая на предложение Джибраила алайхиссалам: «Поведай мне об иймане», в первую очередь упоминает веру в Аллаха субханаху ва таъала.
И действительно, вера в Аллаха является основой иймана. Без веры в Аллаха не может быть веры и во все остальное. Что же такое вера в Аллаха субханаху ва таъала с Исламской точки зрения?
Вера в Аллаха выражается в признании словами и подтверждении сердцем факта существования Всевышнего Аллаха, его единственности, того, что Он является Творцом, Правителем, Подателем благ, а также в искреннем следовании Его повелениям. Эта вера должна соответствовать тому, что сказал о ней Сам Аллах субханаху ва таъала и Его посланник саллаллаху алайхи васаллам.
Правда, некоторые ученые не усматривали в терминологическом значении слова «вера» (ийман) компонента «следования», то есть, практического действия. Однако это всего лишь расхождение в терминах, ибо с тем, что действие (следование) неотделимо от иймана, согласны все. Разногласия возникли по вопросу, исчезает ли ийман при отсутствии практического следования?
Некоторые считали, что правоверный, совершающий действия, противоречащие ийману, становится кафиром. Другие же полагали, что в этом случае человек не лишается иймана и не становится кафиром, то есть, действие, противоречащее ийману, не выводит его сразу из иймана. Такой человек считается совершившим великий грех, за который он должен отвечать. И если он сожалеет о совершении греха и обещает не повторять его, то он несет наказание согласно требованиям шариата, но остается правоверным.
Но если человек считает, что совершение этого греха позволительно, то он становится кафиром. Подобные дебаты были весьма актуальными для ученых прошлого, но никто из них не говорил, что позволительно не совершать тех действий, которые ийман требует совершить.
Вера в Аллаха субханаху ва таъала призывает ее обладателя в каждой сфере жизни следовать указаниям Аллаха субханаху ва таъала. Человек, обладающий ийманом, живет с верой в то, что каждое его действие видит Аллах субханаху ва таъала, и потому стремится совершать только то, что вызовет довольство Аллаха субханаху ва таъала.
Человек, обладающий ийманом, живет с верой в то, что каждое его слово слышит Аллах субханаху ва таъала, и потому стремится, чтобы от него всегда исходили только благие слова, изречения и идеи.
Человек, обладающий ийманом, живет с верой в то, что Аллах ведет учет всего, что он делает, и в Судный день спросит об этом, и потому стремится избегать дурных дел.
Человек, обладающий ийманом, живет с верой в то, что раскаяние принимает только Аллах субханаху ва таъала и потому, совершив ошибку, спешит искренне раскаяться, чтобы не повторять ее снова.
Человек, обладающий ийманом, стремится объединять в себе все достоинства и отдаляться от всякой мерзости. А люди видят и знают, насколько важно такое поведение для каждого человека, каждой семьи, каждого общества и всего человечества.
В вопросах иймана все должно соответствовать воле Самого Аллаха субханаху ва таъала. Если человек думает: «Я уверую в то, но не буду верить в это», то получается, что всю его религию установил не Аллах, а он сам по принципу земной «комфортности». Многобожеские религии так и создавались.
Описание Аллахом того, каким должен быть ийман, включая веру в бытие Аллаха субханаху ва таъала, и веру в Его качества и Его действия, в Его повеления, присутствует только в Исламе. Частично об этой истине также говорится в хадисе, который мы рассматриваем.
Вера в ангелов Аллаха, невидимых человеческому глазу, не устающих, не совершающих грехов, беспрекословно исполняющих данные им указания, также заключает в себе великие истины. Правоверный мусульманин верует, что за ним закреплены два ангела, что если он будет вести праведную жизнь, то эти два ангела с позволения Аллаха будут защищать его. Также он верует, что один из этих ангелов записывает все благие, а второй – дурные, даже самые незначительные деяния человека в Книгу деяний и, согласно этим записям, в Судный день человек предстанет перед Судом Всевышнего.
Эта вера является очень сильным фактором, стимулирующим совершение добрых дел и отдаление от дурных. Данный фактор чрезвычайно полезен для каждого человека, общества и всего человечества. В обществе, где нет веры в Бога и в Его святых ангелов, у людей нет внутренних препятствий для совершения зла и нет поощрения делающим добро.
Отсутствие иймана приводит к ухудшению человеческих нравов. Одни люди, теряя веру в Бога, перестают верить в себя, зная свои слабости, начинают всего бояться, становятся безличными. Другие же превращаются в чудовищных негодяев, способных на любые подлости.
У многих общин и сект, имеющих искаженные представления об ангелах, возникают серьезные проблемы с религией. Некоторые в вопросе об ангелах доходят до ширка, другие уподобляют их женоподобным существам: дивам, пери и другим порождениям суеверия. В результате появляются различные вредные обычаи и суеверия, доходящие до кощунства.
Вера в Писания (Книги) Аллаха означает веру в то, что Аллах субханаху ва таъала в определенное время ниспосылал людям Свои Послания, содержащие заповеди, наставления и указания, наставляя их на путь, ведущий к счастью в обоих мирах. Тем самым Аллах субханаху ва таъала одаривал людей в каждый период развития соответствующим знанием истины, постепенно воспитывал народы и готовил их для обращения к истине всё человечество. Когда человечество достигло своего совершеннолетия, Аллах субханаху ва таъала ниспослал ему завершающую все Писания Книгу – Куръан, которая будет Божественным чудом вплоть до Судного дня. Таким образом, вера в Книги Аллаха есть вера в то, что человечество может достигнуть конечной цели вечного бытия, только следуя указаниям Куръана.
Не верующие в Книги Аллаха свидетельствуют этим свое неверие (арабск. «куфр») в благодеяния и в происхождение человечества от одного предка. Это является неверием и в то, что Аллах субханаху ва таъала, возвысив человека, наделил его знаниями и показал его превосходство над остальными творениями.
Важное значение имеет и вера в пророков алайхимуссалам (мир им). Сам факт избрания Аллахом Своих пророков из числа людей является величайшей честью для человечества. Цепочка пророков, начиная от Адама алайхиссалам до Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, является цепочкой почета всего человечества. Пророки алайхимуссалам – это люди, являющиеся гордостью и славой человечества, ибо они довели до людей указания Господа миров субханаху ва таъала. Все они рабы и пророки алайхимуссалам единого Бога. Все они братья друг другу, они дополняли и подтверждали друг друга. Через них мы понимаем, что человечество имеет единую сущность, поклоняемся единому Аллаху, исповедуем единую религию. Именно поэтому, в Исламе между ними не проводится различий и является обязательным (фард) одинаково верить во всех пророков алайхимуссалам. Тот, кто отрицает хотя бы одного из пророков алайхимуссалам, становится кафиром.
Каждый из пророков алайхимуссалам является примером и эталоном благодеяния и достоинств для всего человечества. Каждый из них – это маяк на пути к Аллаху субханаху ва таъала. Последний из них – Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам – является примером для всех вплоть до Судного дня. Сегодня человечество оказалось в положении, когда оно остро нуждается в следовании примеру пророков алайхимуссалам. Для этого необходимо проявлять к ним подобающее уважение, верить в них так, как этому учит Ислам.
Некоторые люди, не имеющие иймана, объявили пророков алайхимуссалам, являющихся венцом человечества, интриганами, обманщиками и негодяями и призвали брать пример не с них, а со своих популярных у толпы кумиров, ведущих нечестивую жизнь. Они стремились возвысить этих кумиров над пророками алайхимуссалам и приукрасить их. Но достаточно быстро приходит время, когда становится известной подлинная и неблаговидная суть этих мнимых авторитетов, а память о пророках остается на века, до конца этого мира.
В некоторых религиях отдельным из пророков алайхимуссалам приписывают совершение прелюбодеяний и других тяжких грехов, других не признают вообще, а третьих, вдаваясь в чрезмерность (г`улув), обожествляют. Подобных заблуждений очень много. Чтобы все поставить на свои места, необходима «золотая середина», каковой и является Ислам.
Одной из основ иймана является вера в Судный день. Опыт показывает, что при отсутствии или недостаточности этой веры в развитии человечества наступает упадок. Вряд ли можно ожидать чего-то хорошего от человека, который не верит, что в Судный день все люди будут воскрешены, что каждый получит за все свои деяния соответствующее воздаяние. Если у людей не будет веры в Судный день, то на земле невозможно будет добиться установления добродетели и справедливости.
Если не будет веры в Судный день, если будет господствовать идея о том, что «человек после смерти сгниет и не будет воскрешен», на земле установятся «законы джунглей», согласно которым сильный поедает слабого. Каким же станет этот мир, если угнетатель не будет отвечать за угнетение, если обманщик и мошенник будет думать только о том, как прожить, обманывая других? Одним словом, каким станет мир, если ничто не будет останавливать людей ни перед каким злом и грязью ради получения мирских благ? Что будет со слабыми, угнетенными и беспомощными людьми? Не превратится ли жизнь в сплошной ад на земле?
Более того, мы имеем перед глазами картину того, что может быть, но это картина поведения лишь небольшой части общества, его криминальной части, притом, что бóльшая часть людей старается жить честно, повинуясь голосу совести и религии. А если этого голоса не будет?
Для того, чтобы избавиться от этих бед и напастей, люди должны быть справедливыми, благочестивыми и набожными, а для этого нужна вера в Судный день.
Рассматриваемый нами хадис так ярко говорит об искренности (ихсан), что лишних слов не требуется:
«(Это) то, что поклоняешься Аллаху, словно видишь Его, если же не видишь Его, то поистине, Он видит тебя».
Главной бедой человечества является немногочисленность в нем тех, кто поклоняется Аллаху, словно видит Его. Слишком мало и тех, кто живет, поклоняясь Аллаху с уверенностью, что Аллах видит его. Поэтому и не хватает искренности ни в чем, поэтому дела и слова не исполняются, как следует. Последствия в современном мире налицо.
Ислам же еще пятнадцать веков назад возвел искренность в фундаментальную основу Ислама и иймана. Когда среди правоверных мусульман было много тех, кто достиг этого высокого уровня, они правили миром. Когда таких людей стало меньше, их статус в мире понизился. Когда же их не осталось почти совсем, мусульмане и вовсе потеряли его.
Из книги «Ислам и Ийман»