[аяты 28-30]
Раз уж все в руках Аллаха, а неверные не владеют ничем,
28. Пусть не берут верующие неверных друзьями, минуя верующих. А кто делает это, то нет [ему] от Аллаха ничего. Разве только не боитесь их боязнью. И предостерегает вас Аллах [от мучений] от Себя. И к Аллаху — возвращение.
Вопрос прояснился целиком и полностью. Создатель — Сам Единственный Аллах. Все дела в руках только одного Аллаха. Дарующий власть — также один Аллах. Дарующий удел тоже Единственный Аллах. И управляющий всем мирозданием — также один Аллах. Раз так, то как правоверный человек — тот, у которого в сердце есть хоть крупинка иймана — может брать себе в друзья неверных, врагов Аллаха? Это совершенно невозможно! Поэтому Всевышний Аллах в этом аяте повелевает:
«Пусть не берут верующие неверных друзьями, минуя верующих».
А слова «А кто делает это, то нет [ему] от Аллаха ничего» означают, что такого человека с Аллахом ничего не связывает, и не будет ему дружбы от Аллаха.
В Исламе существует дозволение поддерживать хорошие отношения с представителями других вероисповеданий. Но брать себе в близкие друзья неверного и предоставлять все свои дела подряд на его усмотрение нельзя.
Следовательно, нельзя дружить с неверными и вверять им себя полностью. Только в одном случае, в виде исключения можно внешне показывать себя другом неверного.
«Разве только не боитесь их боязнью».
Такое поведение называется такиййа. При такиййе человек вынужденно выказывает свою дружбу и стремится защитить от врагов свои жизнь, имущество и честь.
«И предостерегает вас Аллах [от мучений] от Себя. И к Аллаху — возвращение».
Те, кто проявляет богобоязненность по отношению к Аллаху и остерегается Его мучений, всегда достигают успеха. В частности, они вне всякого сомнения обретут спасение, когда возвратятся к Аллаху.
Следующий аят продолжает это предостережение и подчеркивает, что Аллах всегда наблюдает за Своими рабами.
29. Скажи: «Скрываете ли вы то, что у вас в груди или обнаруживаете его, знает его Аллах, и знает то, что в небесах и то, что на земле. И Аллах на всякую вещь Могущественен!»
То, что Всевышний Аллах явственно ведает обо всех делах Своих рабов, священный аят излагает способом, не оставляющим места сомнениям:
«Скрываете ли вы то, что у вас в груди или обнаруживаете его, знает его Аллах, и знает то, что в небесах и то, что на земле».
В том числе Он знает и о тех, кто тайным образом берет себе в друзья неверных. А когда знает, то, несомненно, накажет его. Потому что «Аллах на всякую вещь Могущественен!».
Если же по некой мудрости Всевышний Аллах не накажет грешника в этом мире, то в мире последнем накажет обязательно. Это наказание состоится:
30. В День, когда найдет каждая душа доставленным то, что сделала из добра и то, что сделала из зла, возжелает, чтобы между ней и [злом] этим (было) большое расстояние. Предостерегает вас Аллах [от мучений] от Себя. И Аллах — Сострадательный к рабам!
Сколько бы неверные ни пытались избегать неприятного положения, тем не менее они не смогут избавиться от скверного положения в Судный день.
«В День, когда найдет каждая душа доставленным то, что сделала из добра и то, что сделала из зла, возжелает, чтобы между ней и [злом] этим (было) большое расстояние».
В тот день и добрые, и злые деяния каждой души будут рассчитаны до конца. Если деяния раба в этом мире были хорошими, то он удостоится радости, счастья и благоденствия. А если они были скверными, то станет вожделеть, чтобы эти скверные деяния находились очень далеко от него и не приближались к нему. Однако теперь время упущено. От подобных грез и вожделений нет никакой пользы.
«Предостерегает вас Аллах [от мучений] от Себя. И Аллах — Сострадательный к рабам!»
В силу Своего чрезвычайного милосердия, Своего сифата Раъуф — кротости и благосклонности к Своим рабам, Он вновь и вновь предупреждает их о мучениях. Призывает их не присоединяться к тем, кто подвергнется мучениям.
.