1446 год 21 Мухаррам | 2024 год 27 июль, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Пост месяца Шаъбан

14:04 / 29.04.2017 111384 Режим чтения + -


1316. Передается от Аиши радияллаху анха: «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам постился целый месяц, кроме как в Рамадане.

И я не видела, чтобы он постился больше, чем в Шаъбане: он постился в нем, за исключением малого, (можно сказать, что) постился в нем полностью».

Передали четверо.

1316- عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ: مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ r اسْتَكْمَلَ صِيَامَ شَهْرٍ إِلاَّ رَمَضَانَ وَمَا رَأَيْتُهُ أَكْثَرَ صِيَامًا مِنْهُ فِي شَعْبَانَ كَانَ يَصُومُهُ إِلاَّ قَلِيلاً بَلْ كَانَ يَصُومُهُ كُلَّهُ. رَوَاهُ اْلأَرْبَعَةُ.

Пояснение: Из данного ривайата мы узнаем, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам полностью постился только в месяце Рамадан. Таково повеление Аллаха. После Рамадана же больше всего можно поститься в месяце Шаъбан.

1317- وَقَالَتْ أُمُّ سَلَمَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا: مَا رَأَيْتُ النَّبِيَّ r يَصُومُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ إِلاَّ شَعْبَانَ وَرَمَضَانَ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ بِسَنَدٍ حَسَنٍ.

1317. Умму Салама радияллаху анха сказала:

«Я не видела, чтобы Пророк саллаллаху алайхи васаллам постился два месяца подряд, кроме как в Шаъбане и Рамадане».

Передал Тирмизи с санадом «хасан».

Пояснение: Месяцы Шаъбан и Рамадан идут подряд и Пророк саллаллаху алайхи васаллам постился в эти два месяца. Кроме того, из этого хадиса мы также узнаем, что месяц Шаъбан имеет свои достоинства.

 

1318- عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَيْنٍ t أَنَّ النَّبِيَّ r قَالَ لِرَجُلٍ: هَلْ صُمْتَ مِنْ سُرَرِ هَذَا الشَّهْرِ شَيْئًا قَالَ: لاَ فَقَالَ: فَإِذَا أَفْطَرْتَ مِنْ رَمَضَانَ فَصُمْ يَوْمَيْنِ مَكَانَهُ. رَوَاهُ الشَّيْخَانِ.

1318. Передается от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал одному человеку: 

— Ты постился какой-нибудь день в середине этого месяца?

Тот сказал: 

— Нет.

Он алайхиссалам сказал: 

— Постись за это два дня, когда закончишь пост Рамадана».

Передали два шейха.

Пояснение: В другом предании сказано:

Пророк алайхиссалам сказал: «Ты постился в середине Шаъбана?» Тот ответил, что нет. Тогда он алайхиссалам сказал: «В таком случае, постись взамен этого два дня, когда будешь в разговении».

Следовательно, в месяце Шаъбан надо поститься хотя бы два дня.

Само собой возникает вопрос: «Почему столько внимания уделяется соблюдению нафл-поста в месяц Шаъбан?».

Ответ мы найдем в хадисе, который имам Насаи передал от Усамы радияллаху анху:

«Я сказал:

— О Посланник Аллаха, ни в одном из месяцев я не видел, чтобы вы постились так, как постились в Шаъбане.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил:

— Это такой месяц, о котором люди пребывают в неведении. Он между Раджабом и Рамаданом. Это такой месяц, в котором деяния возносятся к Господу Миров. Я люблю быть постящимся, когда возносятся мои деяния».

К тому же, пост в Шаъбане является своего рода подготовкой перед обязательным постом Рамадана, дабы этот пост получился более совершенным и безупречным. Это подобно тому, как намазы сунна являются подготовкой перед намазом фард.

В предыдущих изученных нами хадисах было сказано, что месяц Мухаррам является самым предпочитаемым месяцем для поста после Рамадана. А теперь на это звание претендует и месяц Шаъбан. Поэтому некоторые наши улемы говорили, что по своим достоинствам месяц Мухаррам стоит после Рамадана и Шаъбана.

Хадисы, рассмотренные нами в данном разделе, призывают поститься в месяц Шаъбан как можно больше, насколько это возможно. А в разделе «Дни, запрещенные для поста» сказано о том, что запрещено поститься за день или два до окончания месяца Шаъбан, что нежелательно (макрух) поститься в нем после шестнадцатого числа. Возникает резонный вопрос: «Не противоречат ли друг другу эти предписания?» Ответ таков: «Нет, здесь нет противоречий». В разделе «Дни, запрещенные для поста» сказано, что это не касается тех, кто всегда постится в Шаъбане. Значит, если человек взял себе за обычай соблюдать пост нафл в месяце Шаъбан, то он может поститься. Но если это не так, то ему запрещен нафл-пост, потому что это может привести к недоразумениям, сомнениям, разногласиям и даже конфликтам. Следовательно, здесь нет никакого противоречия.

(Из серии "Хадисы и жизнь", Книга о посте)


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
У культур многих народов есть свои этикеты питания. Например некоторые люди не доедают свою пищу говоря что это показывает достаток человека, а некоторые едят читать полностью

6985 09:30 / 26.08.2019
.  Ибадат досл. «рабство», «быть рабом», а также «покориться», «повиноваться», «выражать готовность в подчинении и выполнении повелений» проявление своего читать полностью

6098 11:11 / 05.01.2017
. Ну вот, вроде как совсем недавно мы говорили и писали о том, что приближается благословенный месяц Рамадан, а сегодня уже говорим и пишем о том, что он находится в читать полностью

4204 07:53 / 28.12.2016
.аяты 210211   В следующем аяте речь пойдет о тех, кто, не входя в Ислам, пошел по стопам шайтана   210. Неужели не ожидают ничего, кроме как придут к ним Аллах в сени из читать полностью

3057 04:50 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью