Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 93-94)
Все эти наказания назначены тому человеку, который убил правоверного по ошибке, непреднамеренно. Теперь же следует ответ на вопрос «Что делать, если совершится дело, которое нельзя даже представить, чтобы это совершил мусульманин, которое считается противоречащим ийману?» Например, как поступить, если правоверный преднамеренно убьет правоверного?
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَآؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا وَغَضِبَ اللّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا
93. А кто убьет верующего умышленно, то воздаяние ему — геенна, вечно пребывающим в ней. И разгневается Аллах на него и проклянет его, и уготовит ему великое мучение!
Преднамеренное убийство верующего настолько великое преступление и прегрешение, что его нельзя смыть ни освобождением раба, ни выплатой отступных.
Убийство правоверного правоверным является убийством безвинной души и в придачу к этому еще и убийством братства по вере, возникшего благодаря такому великому благу, как ийман. Именно поэтому в одном коротком аяте такому преступнику предвещаются высшие наказания, которые никому другому не назначались — вечное пребывание в геенне, гнев и проклятие от Аллаха, и уготованные Им великие мучения.
Уже само только это показывает, насколько огромное это преступление.
О том, что преднамеренное убийство правоверного человека является беспримерно огромным грехом, есть много и других аятов и хадисов.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам в одном из своих хадисов сказал: «Убийство одного мусульманина для Аллаха тяжелее, чем гибель всего мира».
А в другом хадисе сказано: «Если обитатели небес и земли соберутся и убьют одного мусульманина, то Аллах ввергнет в ад их всех».
В третьем хадисе сказано: «Кто хотя бы одним словом посодействует убийству мусульманина, то в День воскресения он придет с написанной на лбу надписью “Лишенный надежды на милосердие Аллаха”».
Эти наказания являются возмездием в ахирате — последней жизни — тому, кто преднамеренно убил правоверного мусульманина. Однако исходя из других аятов и хадисов, ему и в этом мире назначаются определенные наказания. Прежде всего, право вынести приговор убийце имеют представители убитого человека. Они, если пожелают, в целях отмщения убийце могут потребовать казнить его, а если захотят, могут простить или, если пожелают, потребуют весомый выкуп. А весомый выкуп состоит из тридцати верблюдов хикка, тридцати джазаъа и сорока верблюдиц халуфа (на десятом месяце беременности).
В следующем аяте излагается, что нужно делать, чтобы предотвратить умышленное, непреднамеренное убийство, а также поясняется, что все действия, в том числе и джихад, совершаются только ради Аллаха:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا ضَرَبْتُمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ فَتَبَيَّنُواْ وَلاَ تَقُولُواْ لِمَنْ أَلْقَى إِلَيْكُمُ السَّلاَمَ لَسْتَ مُؤْمِنًا تَبْتَغُونَ عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فَعِندَ اللّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ كَذَلِكَ كُنتُم مِّن قَبْلُ فَمَنَّ اللّهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُواْ إِنَّ اللّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا
94. О вы, которые уверовали! Когда выступаете на пути Аллаха, то выясняйте и не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты не верующий», желая тленных благ мирской жизни. Ведь у Аллаха — обильная добыча. Такими же были вы до этого, но Аллах оказал вам милость. Выясняйте же, поистине, Аллах — Всеведущий о том, что делаете.
Имам Ахмад ибн Ханбал передает от почтенного Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху хадис о причине ниспослания этого аята:
«Человек из племени Бану Салим прошел мимо группы сподвижников, погоняя своих овец, и поприветствовал их. Сподвижники подумали: «Он поприветствовал нас из-за боязни, иначе не поздоровался бы» и убили его, а овец пригнали к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят:
«О вы, которые уверовали! Когда выступаете на пути Аллаха, то выясняйте…».
Всевышний Аллах порицает совершение действий с поспешным выводом о том, является ли конкретно кто-нибудь верующим или нет.
Мусульмане никогда не должны совершать деяния ради овладения благами этого мира. Вместе с тем, им не следует также и совершать поступки, не выяснив тщательно суть, не удостоверившись в своем мнении. Раз уж этот пастух поприветствовал мусульман, стало быть он этим показал, что тоже является мусульманином. Не следовало мусульманину убивать его и забирать его овец, говоря ему «Ты не мусульманин». Это убийство человека ради преходящей добычи тленного мира.
«...желая тленных благ мирской жизни. Ведь у Аллаха — обильная добыча».
Дело в том, что выступивший на джихад человек выходит ради Аллаха. А при Аллахе очень много добычи. Всевышний Аллах напоминает мусульманам, совершившим это неподобающее дело, об их недавнем прошлом и говорит:
«Такими же были вы до этого, но Аллах оказал вам милость. Выясняйте же, поистине, Аллах — Всеведущий о том, что делаете».
Вспомните, какими вы были сами до того, как Аллах даровал вам ийман и Ислам? Действовали второпях, не выясняя ничего, ничем не гнушались ради тленных благ этого мира. Но теперь такие поступки вам не подходят.
Этой фразе можно придать и второе значение: до того, как Аллах оказал вам милость и даровал вам мир и спокойствие, вы тоже скрывали свой ийман, подобно убиенному. Не забывайте о своем прежнем состоянии.
«Выясняйте же, поистине, Аллах — Всеведущий о том, что делаете».
.