КНИГА О НАМАЗЕ
الباب الثاني في المواقيت
وفيه فصلان
الأول في مواقيت الصلاة
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
О ВРЕМЕНАХ
СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ГЛАВ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О ВРЕМЕНАХ НАМАЗА
(продолжение)
340. Передается от Аиши радияллаху анха:
«После того, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал предрассветный (фаджр) намаз, женщины выходили [из мечети], завернувшись в свои муруты и в темноте их было не узнать».
Передали все пятеро.
Пояснение: «мурут» — это особое женское одеяние из шерсти, наподобие накидки. В этом хадисе также говорится об обыкновении совершать намаз фаджр в ранюю пору отведенного времени.
Наряду с тем, здесь говорится и о том, что во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам в намазах джамаъата участвовали и женщины, которые покидали мечеть раньше мужчин, чтобы их никто не узнавал. Этот вопрос, иншаалах, будет изучен подробнее позже.
341. Передается от Абу Барзы радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз фаджр, когда один из нас мог узнать рядом стоящего человека. В нем он читал от шестидесяти до ста аятов».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
В передаче авторов «Сунанов» говорится:
«Фаджр-намаз совершайте когда свет достаточно распространился. И награда за то велика».
Пояснение: Этот хадис, переданный Абу Барзой радияллаху анху, следует понимать исходя из действительности того времени. В то время в мечетях не было освещения. Поэтому здесь в качестве меры для определения времени совершения намаза с начала рассвета используется принцип, заключавшийся в том, что люди сидели в мечетях и ждали пока не рассветало так, чтобы можно было узнать находившегося рядом человека.
Наряду с этим, для того чтобы не приступать к намазу слишком поздно, приблизив время его совершения к восходу солнца, здесь говорится о том, что во время намаза фаджр Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам читал от шестидесяти до ста аятов Куръана. При этом, известно, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал кираат неспешно, размеренно, делая паузы в конце каждого аята.
В дополнении передачи хадиса от авторов сборников «Сунан», Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам подчеркнуто упоминается о великом вознаграждении за совершение фаджр-намаза в такую пору, когда достаточно рассвело.
В мазхабе Ханафийа следуют именно этому хадису. Поэтому не следует спешить обвинять ханафитов, прочитав лишь один из предыдущих хадисов. В то же время, не следует обвинять в совершении ошибок и других, кто согласно своему мазхабу совершает этот намаз несколько раньше.
.