Буквально «таджвид» означает улучшение и совершенствование. Если вы делаете что-то с таджвидом, это означает, что вы пытаетесь сделать это максимально качественно и в совершенном виде.
Этот термин используется для обозначения науки, связанной с правильной рецитацией и произношением слов и аятов Куръана.
Связь между буквальным значением слова и использованием термина ясна: таджвид – это наука правильного произношения и слов и рецитации аятов Куръана, целью которой является совершенствование и улучшение качества чтения слов Священной Книги.
В виду стремительного распространения Ислама в его первые столетия, особенно среди неарабов, мусульманские ученые сочли необходимым установить ряд правил, которые служат ориентиром для изучающих Коран. Таким образом, таджвид был ориентиром для людей, которые хотели научиться правильно читать его и декламировать.
Однако неправильно утверждать, что Куръан может быть изучен самостоятельно, только на основе знаний таджвида. Наличие компетентного наставника при изучении и заучивании Куръана – необходимое условие. Уникальная система изучения Куръана на основе иснада продолжала оставаться общепризнанным способом обучения студентов чтению Корана и обучения их таджвиду.
В основе системы изучения Куръана на основе иснада лежит практика заучивания полного текста Куръана наизусть от начала до конца, в соответствии со всеми правилами таджвида под руководством квалифицированного и сертифицированного наставника.
Затем наставник, после ряда испытаний, подтверждает квалификацию своего ученика и выдает ему сертификат, который называется иджаза. В иджазе, как правило, перечисляются наставники в науке изучения Куръана, начиная от Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам). Эта непрерывная цепь преемственности знания, восходящая к Пророку (саллаллаху алайхи васаллам) называется иснад.
Ученые дают следующее определение науки таджвид:
«Таджвид – это произношение каждой буквы из его места артикуляции должным образом, так, чтобы при этом сохранялись все качества и свойства, присущие данной букве».
Под этим понимается, что необходимо учитывать произношение букв самих по себе, а также их произношение в зависимости от букв, которые приходят в слове за или перед ними.
Любая книга по таджвиду начинается с введения, разъясняющего значение и стили чтения Куръана, предпосылок правильного чтения, постановлений исламского права о соблюдении таджвида при чтении Куръана и типов чтения с точки зрения скорости.
Основная часть книги по таджвиду, как указано в приведенном выше определении, связана с правильным произношением Куръана. Более подробно правила чтения Корана рассматриваются в следующих разделах:
1. Правила артикуляции (Махаридж ал-хуруф)
2. Качества и характеристики букв (Сыфат ал-хуруф)
3. Другие правила таджвида, связанные с существенными изменениями некоторых букв из-за их места в слове или окружающих их букв, такие как правила согласных «нун» и «мим» (ахкам ан-нун валь мим ас-сакина) и типы удлиненния гласных (правила «мад»).
Студенты, изучающие арабский язык знакомы с этими правилами по курсу фонетики. Например, правило «идгам» похоже на фонетическое понятие ассимиляции.
По мнению мусульманских ученых изучение науки таджвид является обязательным, поскольку об этом в Куръане сказал Всевышний Аллах: «…и читай Куръан размеренным чтением» (Сура ал-Муззаммиль, аят 4).
В этом аяте говорится, что чтение Куръана должно быть смиренным, преисполненным размышления, с обязательным соблюдением всех правил таджвида – удлиняя и укорачивая гласные там, где это требуется. Этот аят дает четкое указание и не предполагает двусмысленности.
Имам ибн ал-Джазари, один из ранних ученых науки таджвид, сказал в своей знаменитой книге «аль-Мукаддима»: «Каждый мусульманин обязан знать правила таджвида. Куръан ниспослан с таджвидом, поэтому человек, игнорирующий правила таджвида при чтении, совершает грех».
Некоторые ученые, однако, считают, что следовать правилам таджвида рекомендуется (мустахаб), а не обязательно (ваджиб), если слова произносятся правильно с точки зрения арабского языка и, конечно, исключены ошибки. Тем не менее, мусульманин должен стремится улучшать свое чтение Куръана.
Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Тот, кто читает Куръан, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами (ангелы – «кираман катибин»), а тому, кто читает Куръан, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда» (Бухари, Муслим).
Всевышний Аллах через таджвид сохраняет и защищает Куръан от любого рода фальсификаций. Листая книги по таджвиду, мы убеждаемся, с какой тщательностью эта наука относится к вопросам правильного произношения и чтения отдельных букв и слов Куръана. Все это сделано с целью сохранить методологию чтения Священного Куръана, соответствующую манере чтения Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам). Благодаря этому, современные мусульмане читают Куръан точно так же, как читали Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) и его сподвижники.
islom.uz
..