[аяты 190-193]
В рассмотреннқх ранее аятах Всевышний Аллах изложил положения, связанные с постом. В последующих же аятах Он излагает положения о хадже. После месяца поста начинаются месяцы хаджа.
Однако среди положений о посте и хадже, в следующих далее аятах, будет изложен также вопрос войны в месяцы хаджа.
Как известно, когда мусульмане во главе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, вознамерившись совершить паломничество к Байтуллаху, облачились в ихрам и выдвинулись в путь, они столкнулись с этой проблемой и оказались в затруднении. Многобожники собрались сразиться с ними. Что делать в подобной ситуации? На этот вопрос отвечают нижеследующие аяты:
190. И сражайтесь на пути Аллаха с теми, которые сражаются с вами, и не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!
Всевышний Аллах в этом аяте повелевает мусульманам сражаться на пути Аллаха с теми, кто воюет против них:
«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, которые сражаются с вами!»
Здесь следует обратить особое внимание на две вещи. Первое — сражаться только с теми, кто воюет против, то есть не трогать тех, кто не сражается против. Второе — сражаться на пути Аллаха. Не на другом пути.
Битвы и сражения обычно выводят человека из равновесия и делают его агрессивным. Переживший тяготы войны человек, в иных ситуациях и агрессию понимает как обычное дело. Всевышний Аллах, поясняя, что такая агрессия совсем недопустима для мусульман, говорит: «И не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!».
Преступать границы на войне — это убивать врага, причиняя ему мучения, глумиться над трупом, убивать мирное население — женщин, детей и пожилых людей, убивать понапрасну животных, рубить деревья без необходимости и совершать другие подобные действия.
В хадисе, переданном имамом Муслимом от Бурайды радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Сражайтесь на пути Аллаха. Кто проявит неверие в отношении Аллаха, убейте его. Сражайтесь, но не преступайте границы, не жульничайте. Не убивайте мучая. Не убивайте детей и поклоняющихся в молельнях».
В переданном имамом Бухари и имамом Муслимом хадисе Абдуллах ибн Умар радияллаху анху говорит: «В одном из сражений Пророк алайхиссалам увидев убитую женщину, сильно огорчился и запретил убивать женщин и детей».
Улемы сказали: «Только в случае, если люди эти категории, которых запрещено убивать, станут непосредственно участвовать в битве против мусульман, тогда обстоятельства изменятся и мусульмане будут вынуждены их убивать».
191. И убивайте их, где найдете их, и выводите их оттуда, откуда они вывели вас. И фитна хуже, чем убийство! И не сражайтесь с ними у Заповедной Мечети, пока не станут сражаться с вами в ней. Если же будут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверным!
Повелевается убивать объявивших мусульманам войну там, где они встретятся:
«И убивайте их, где найдете их, и выводите их оттуда, откуда они вывели вас».
Мусульмане не допустят, чтобы их попирали и унижали. Кто начнет против них войну, они будут сражаться, а если кто-нибудь изгонит их из родного края, они также прогонят их из того места.
Война — дело скверное, но если обстоятельства вынуждают, то нет другого выхода, как вступить в сражение. Один из самых важных факторов, заставляющих мусульман воевать — это препятствование их религии. Отвращение людей от их религии Священный Куръан называет фитной и оценивает это как более тяжкое преступление, чем убийство:
«И фитна хуже, чем убийство!»
Для человека отречение от религии, лишение возможности совершать религиозные обряды хуже, чем смерть. Таков в Исламе взгляд на свободу совести.
Война не везде дозволена, в особенности нельзя воевать в Заповедной Мечети. Здесь под Заповедной Мечетью не должна пониматься только мечеть вокруг Величественной Каъбы. В Священном Куръане сочетание Масджидул Харам (Заповедная Мечеть) используется в нескольких значениях. В этом аяте оно применено в значении, которое обозначено названием Харам. Харам — это заповедная территория вокруг Благословенной Мекки, которая по окружности обозначена специальной границей и включает в себя город и определенные земли вокруг него. Эта территория, как отмечено в переданном от Пророка алайхиссалам хадисе, была объявлена харамом (то есть запретной) в день, когда Всевышний Аллах сотворил небеса и землю. Она из уважения к Аллаху останется заповедной — запретной вплоть до самого Судного дня: на ней деревья не рубят, растения не рвут, на животных не охотятся и на ней нельзя вести войны.
Это положение действовало и в период джахилии. Даже постоянно воюющие друг с другом арабские племена при обнаружении своих врагов на территории Харама не трогали их. Однако многобожники нарушили этот обычай и преградили дорогу мусульманам, когда те под руководством Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыли совершить умру. Многобожники собрались сразиться с мусульманами. Само собой возник вопрос: «Как должны поступить мусульмане в подобной ситуации?». В аяте дается ответ на этот вопрос.
«И не сражайтесь с ними у Заповедной Мечети, пока не станут сражаться с вами в ней. Если же будут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверным!»
192. Если же прекратят, то, поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!
Если они прекратят воевать и сеять смуту против мусульман, если перестанут пребывать в неверии, Аллах простит их и проявит к ним милосердие. Однако только само прекращение войны и смуты не удостаивает прощения и милосердия Аллаха. Необходимо, чтобы они прекратили проявлять неверие и чинить фитну против религии.
193. И сражайтесь с ними, пока не станет фитны, и не будет религия (принадлежать) Аллаху. А если прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым.
Значение слова фитна было уже пояснено ранее: отвращение людей от их религии, действия против религии — все трудности и испытания, выявляющие положительное или негативное состояние мусульманина, есть фитна. Она хуже, чем убийство человека. Этот священный аят излагает причины, которые вынуждают мусульман вступать в войну, поясняется: чтобы не было фитны и чтобы религия принадлежала Аллаху.
«И сражайтесь с ними, пока не станет фитны, и не будет религия (принадлежать) Аллаху».
Следовательно, мусульмане вступают в войну против тех, кто желает зла человечеству, отвращает людей от религии и преграждает путь к дарованному им Аллахом благу.
«А если прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым».
Если они прекратят творить несправедливость — зулм, проявлять неверие, то нет вражды против них. Сначала было сказано о том, с кем воевать, затем говорилось о месте сражения. Было отмечено, что территория Харама — заповедная земля, является местом, где не дозволено воевать, и что только в безвыходной ситуации там можно сражаться.
В последующем речь пойдет о времени, когда не дозволяется воевать.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,
"Тафсир Хилал"
(смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана), том 1.
.