Часть 1
Мансур ибн Аммар (рахимахуллах) рассказывает:
– У меня был друг, которого я любил ради Аллаха. Он доверял мне, навещал как в хорошие, так и в трудные для меня дни. Большую часть времени он проводил в поклонении, совершал тахаджуд намаз и плакал из страха перед Аллахом.
Некоторое время я его не видел. Я спрашивал у тех, кто был с ним знаком, где он и что с ним. Мне сказали, что он болен и слаб.
Я отправился к своему другу и постучал в его дверь. Дверь открыла его дочь. Я вошел в дом и увидел своего друга лежащим на кровати посреди дома. Лицо его почернело, глаза посинели, а губы опухли.
Я подошел к нему и сказал: «О, мой брат, скажи Ля Иляха Илляллах». Он открыл глаза и посмотрел на меня. Я несколько раз попросил его произнести «Ля Иляха Илляллах». В конце концов я сказал ему: «Если ты не скажешь этих слов, то я не стану омывать тебя, заворачивать в саван и совершать джаназа-намаз».
Он ответил мне: «Мансур, брат мой! Это великие слова, но между мной и ними существует преграда». Я сказал: «Отказ от грехов и обращение к поклонению возможны лишь при помощи Аллаха Всемогущего и Великого. Где совершенные тобою намазы, дни, проведенные в посте, и ночные поклонения?».
Он дал следующий ответ: «О, мой брат! Ни одно из этих действий не было ради Аллаха. Я совершал все это для того, чтобы люди говорили: «Как много времени он проводит в поклонении». Когда же я оставался один, то, закрыв двери и задернув занавески, погружался в греховное, проявляя неповиновение моему Господу».
(Рухуль-Байан 2/84)
Назидание
Первым, что становится понятным из этого рассказа: если человек, который постоянно приходил в мечеть на намаз, вдруг перестал появляться, необходимо узнать, что с ним случилось. Если он болен, необходимо навестить его, если у него возникли проблемы, необходимо оказать помощь в их решении, если же он скончался, то необходимо принять участие в заупокойной молитве. Поведение Мансура ибн Аммара ясно демонстрируют это. Не видя какое-то время своего брата по вере, он стал спрашивать о нем других и, узнав, что тот болен, отправился навестить его. Это – обязанность мусульман друг перед другом. Посланник Аллаха (салаллаху алайхи васаллам) и праведные халифы поступали именно так. После намаза посланник Аллаха (салаллаху алайхи васаллам) поворачивался к джамааты, и если не видел кого-либо из сахабов, то спрашивал о нем других.
Внушение умирающему произнести «Ля Иляха Илляллах» является сунной. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алайхи васаллам) сказал: «Напоминайте вашим умирающим о произнесении слов Ля Иляха Илляллах» (Муслим). Так как тот, чьими последними словами станут слова «Ля Иляха Илляллах», войдет в рай» (Абу Довуд).
Талкин – это повторение слов «Ля Иляха Илляллах» рядом с умирающим. Однако необходимо помнить, что умирающего нельзя заставлять произнести их.
Каждое свое действие, человек должен совершать только ради Аллаха, а отказываясь от совершения чего-либо, должен отказываться также ради Аллаха.
Из книги «Рассказы и назидания»
..