Благородный Умар (радияллаху анху), однажды навещая Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам), застал его лежащим на циновке, служащей ему постелью. Умар (радияллаху анху), увидев отпечатки, оставшиеся от этого жесткого ложа на благословенном теле Пророка, заплакал. Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) спросил его о причине слез, и он ответил:
«О Посланник Аллаха! Известно, как живут Хосров и Цезарь. А ведь Ты – Посланник Аллаха!»
Гордость вселенной (саллаллаху алайхи васаллам) сказал ему на это:
«О Умар! Разве ты не желаешь, чтобы земной мир принадлежал им, а вечный нам?» (Муслим «Талак», 31).
Во время правления благородного Умара (радияллаху анху) к халифату были присоединены Сирия, Палестина, Египет и Иран. Богатства Византии и Ирана потекли в лучезарную Медину. Уровень благосостояния уммы повысился, но правитель халифата благородный Умар (радияллаху анху) не пользовался этим богатством и роскошью, довольствуясь самым малым. Как и прежде, читал хутбу в залатанной одежде. Благородный Умар (радияллаху анху), как правитель, должен был въехать в Шам верхом на верблюдде, но очередь ехать верхом подошла его слуге:
«Теперь настал твой черед ехать верхом, садись на верблюда!»
Слуга возразил:
«О халиф! Люди подумают, что халифом являюсь я!»
Однако благородный Умар (радияллаху анху) посадил слугу на верблюда, а сам вошел в Дамаск пешком.
Этот пример исламского братства и жертвенности вошел в золотой фонд истории Ислама. Халиф Умар (радияллахху анху) жил в бедности и стеснении, временами входя в долги. Он согласился брать из казны лишь столько, сколько считал необходимым, поэтому пребывал в постоянной нужде. Из-за его более чем скромного образа жизни люди, не знакомые с ним, часто не догадывались, что он халиф.
Его приближенные сахабы, которые не могли мириться с таким бедственным положением своего халифа, желали увеличить его жалование. Но, так как стеснялись предложить это ему лично, то обратились к его дочери, благочесстивой Хафсе (радияллаху анха), бывшей женою Пророка (саллаллаху алайхи васаллам). Хафса (радияллаху анха) рассказала о предложении сахабов отцу. И Умар (радияаллаху анху), которому приходилось быть свидетелем нередкого положения Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам), когда у него не было в доме ничего, чтобы утолить голод, сказал своей дочери:
– Дочь моя! Помнишь ли ты, как питался и одевался Посланник Аллаха?
– Да, не более того, что необходимо, – ответила она. Благородный Умар (радияллаху анху) продолжил:
– Два моих близких друга (Пророк – саллаллаху алайхи васаллам – и Абу Бакр – радияаллаху анху) и я были путниками на одной дороге. Первый из нас (Пророк – саллаллаху алайхи васаллам) достиг места назначения. Другой Абу Бакр – радияллаху анху), следуя по тому же пути, присоединился к первому. Я хочу стать третьим, догнав друзей своих. Если я буду с ношей большей, чем мне нужно, боюсь не поспеть за ними. Или ты не хочешь, чтобы я был третьим на этом пути?
Единственной целью Умара (радияллаху анху) было достижение довольства Аллаха. Он стремился к этой цели с такой решимостью, что никакие препятствия и тяготы на этом пути не имели для него никакого значения. Во имя этой цели он, проявляя терпение и смирение, преодолевал все лишения. Несмотря на то, что Пророк Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) не раз сообщал ему благую весть о том, что ему уготовано место в раю, благородный Умар (радияллаху анху) вел крайне аскетичный образ жизни.
Из книги “Созвездие праведных халифов”
..