198. Нет на вас греха в том, что будете искатьблаговоления от вашего Господа. Когда же выдвинулись с Арафата, то поминайте Аллаха приМашъарул Харам. И поминайте Его за то, что Оннаставил вас на праведный путь, хотя вы были до этогодействительно из заблудших.
Используемое в аяте слово фадл, переведенное нами как «благоволение», означает «удел, пропитание, добывание». Среди людей бытовало представление: отправившийся на хадж человек не может заниматься торговлей или заработками.
Как передает имам Насафи, когда группа людей распространила слухи о том, что «хадж человека, которыйзанимался во время паломничества коммерцией или работалносильщиком, не принимается», был ниспослан этот аят. Подобные значения приводятся и в других хадисах.
В переданном имамом Ахмадом хадисе Абу Умама говорит:
«Когда я спросил Абдуллаха ибн Умара: “Мы работаем понайму, можем ли совершить хадж?”, он сказал: “А вы будетесовершать таваф Байтуллаха, вукуф на Арафате, кидать камнии сбривать волосы?”. “Конечно”, сказали мы.
Он сказал: “Один человек пришел к Посланнику Аллаха испросил то, о чем ты сейчас спросил меня, а он не отвечал. Затем Джабраил принес аят: «Нет на вас греха в том, чтобудете искать благоволения от вашего Господа»”».
В переданном имамом Бухари хадисе Абдуллах ибн Аббассказал:
«Указ, Маджална и Зул Маджаз были рынками [времен] джахилии. Когда стали сомневаться, не грех ли заниматьсяторговлей в сезон хаджа, от Аллаха был ниспослан аят: “Нетна вас греха в том, что будете искать благоволения отвашего Господа”».
В передаче хадиса от Ибн Джарира, когда Абу Салих спросил упочтенного Умара: «О повелитель правоверных! Занимались ливы коммерцией во время хаджа?», тот ответил: «Так ведь моизаработки и были от хаджа».
В то же время ученые отметили: кто вознамерится на хадж икоммерцию, и намерение о коммерции будет преобладать, то ухаджа не останется саваба. Следовательно, не должно бытьтак, чтобы коммерция была первична, а хадж вторичным. Нужно чистосердечно приложить усилия для хаджа, а всвободное время можно заниматься торговлей. Поискпропитания дозволенным путем не является постыдным.
И неспроста после слов о поиске пропитания непосредственноприводится изложение обрядов хаджа.
«Когда же вы двинулись с Арафата, то поминайтеАллаха при Машъарул Харам».
О лексическом значении слова «Арафат» существует хадис, переданный от Али ибн Абу Талиба радияллаху анху, в которомговорится о том, что Всевышний Аллах отправил к Ибрахимуалайхиссалам почтенного Джабраила алайхиссалам, чтобы тотнаучил его обрядам хаджа. Когда они пришли к горе, Джабраил спросил его: «Арафта?» (то есть «Узнал ли ты?»), потому что Ибрахим и до этого приходил к этой горе один раз. С тех пор гора стала называться Арафат. Значение этогоназвания — «узнавать», «опознавать».
Стояние на Арафате считается главным ибадатом, столпомхаджа. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Хадж — это Арафат». Если паломник не будет стоять хотькакое-то время внутри границ Арафата в канун ийда в периодсо времени начала зухр вплоть до наступления времени магрибэтого же дня, его хадж не будет хаджем.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васалламсовершал прощальный хадж, после полуденного намаза, онстоял до захода солнца. Нисхождение с Арафата начинаетсяпосле захода солнца. В аяте говорится: «…поминайте Аллахапри Машъарул Харам». Машъар означает «явный знак». АМашъарул Харам обозначает Муздалифу. Муздалифа — так называется долина по причине своего нахождения на территории харама. Муздалифа означает «приближение», потому что когда паломники спускаются туда, приближаются кБайтуллаху.
В Муздалифе паломники совершают, объеденив, намазы магриб и иша. Согласно ханафитскому мазхабу пребывание наМуздалифе в день ийда хотя бы в течение одного мигаявляется ваджибом. Пророк алайхиссалату вассалам во времясвоего хаджа тоже совершал в Муздалифе объединеннонамазы магриб и иша одним азаном и двумя икаматами. Затемон лежал на боку до наступления поры фаджр (рассвета) и с еенаступлением совершил фаджр-намаз, потом сел на своюверблюдицу и прибыл в Машъарул Харам, где, повернувшись ккибле, произнес молитвы и такбиры. Когда взошло солнце, онпродолжил путь.
Всевышний Аллах повелевает мусульманам поминать Его вМашъарул Харам, приказывает им благодарить Его поминаниемза то, что наставил их на праведный путь.
«И поминайте Его за то, что Он наставил вас направедный путь, хотя вы были до этого действительноиз заблудших».
Первые мусульмане сравнивали свою жизнь до Ислама сжизнью после того, как они стали мусульманами, и, осознаваявеликие блага, они были благодарны Аллаху. И сегодня многиеиз только что ставших мусульманами говорят, что началиощущать себя настоящими людьми только после принятияИслама и благодарят Аллаха за то, что Он наставил их направедный путь. А те, кто уже и так являлся мусульманином, видя людей-немусульман, понимают, что те мучаются, погрязши в болоте заблуждений, и благодарят Аллаха, наставившего их на праведный путь.
.