[аяты 199-200]
Когда человек отдаляется от божественного учения, он начинает совершать всякие скверные поступки. В том числе он считает подобающим для себя самодовольство, высокомерие, выставление себя выше других. Во времена джахилии люди племени Курайш ставили себя выше других арабов и присваивали себе некоторые привилегии, что выделяло их. Когда они совершали хадж, они не присоединялись к другим и даже на Арафате стояли особняком. Когда же спускались с Арафата, они также обособлялись и стояли привилегированно в отдельности от людей.
Священный Куръан, исправляя это неподобающее дело так же, как и исправил многие другие неправильные обычаи в ибадате хаджа, говорит:
199. Потом устремитесь (обратно людским потоком) оттуда же, откуда устремились люди, и просите прощения у Аллаха! Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный.
Ислам — религия равенства. Это особенно явно бросается в глаза в период хаджа, ежегодного сезона общего сбора мусульман. Во время хаджа люди расстаются со всеми своими привилегиями, знаками и отличиями. Чтобы преимущества на их одеяниях не была заметной, они даже сбрасывают сшитые одежды и ограничиваются в одеянии двумя кусками материи, скрывающими их аврат — срамные места. Разница между людьми стирается. И царь, и нищий, и молодой, и старый, и сильный, и слабый, и богатый, и бедный в ихраме, оголив голову, держится смиренно перед Аллахом. А раз так, стало быть никак не подобает племени Курайш или кому-то другому ставить себя выше остальных, стоять особняком, отдельно от людей на Арафате. Они должны стоять вместе со всеми и спускаться по тем местам, по которым спускаются обратно другие люди.
«Потом устремитесь (обратно людским потоком) оттуда же, откуда устремились люди».
Наряду с этим, они должны просить Аллаха о прощении своих былых грехов, ошибок и погрешностей, просить, чтобы Он простил им их греховные деяния.
«И просите прощения у Аллаха! Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный».
Всевышний Аллах повелевает Своим совершающим хадж рабам, просить у Него прощения. Пусть они не обольщаются, дескать, совершили хадж и смыли свои грехи. Пребывая даже в таком великом положении, пусть они видят в себе недостатки. Истигфар также удостаивает человека великим счастьем и благополучием. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Кто возьмет себе правилом произносить истигфар, Аллах разрешит его трудности, облегчит его тяготы и даст удел, откуда он сам не ожидал».
Как передает имам Насафи, во времена джахилии люди после завершения обрядов хаджа вставали между Мина и горой и перечисляли достоинства своих предков, а также вспоминали знаменательные даты и произошедшие в них события.
Почтенный Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху сказал:
«Люди джахилии в сезон хаджа говорили: “Мой отец раздавал людям пищу, выплачивал им деньги…”, и больше ничего помимо деяний своих отцов не упоминали. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам».
Нижеследующий аят и есть тот самый аят:
200. Когда же завершите свои манасики, то поминайте Аллаха, подобно поминанию вами отцов ваших или более сильным поминанием. И среди людей — те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам в [этом] мире», и нет ему из доли в последнем [мире].
Гордиться, хвастаться деяниями своих предков — занятие праздных, ничего не умеющих делать людей. Религия же Ислам возложила на плечи мусульман ответственность за борьбу ради счастья всего мира. Поэтому следует повеление поминать после завершения обрядов хаджа не предков, а Всевышнего Аллаха, который возложил на них такую великую ответственность, и просить у Него помощи и благочестия.
«Когда же завершите свои манасики, то поминайте Аллаха, подобно поминанию вами отцов ваших, или более сильным поминанием».
Поминающий Аллаха человек, несомненно, станет просить у Него что-нибудь. Но просьбы бывают разными:
«И среди людей — те, кто говорит: “Господь наш! Дай нам в [этом] мире”».
То есть просят благ только этого бренного мира. В том числе, представители некоторых племен, прибывших для хаджа, возносили молитвы: «О Аллах, сделай этот год дождливым, сделай годом рождения хороших детей». Всевышний Аллах поясняет, что эти люди поступают неправильно и говорит:
«И нет ему из доли в последнем [мире]».
.