Вот почему Ислам занимает по отношению к духовным и материальным потребностям позицию здравого смысла, справедливости. Он не запрещает человеку пользоваться материальными благами и наслаждаться ими праведным, дозволенным путем.
Многие аяты Куръана гласят об этом.
«И стремись в том, что дал тебе Аллах, к обителю Загробной жизни, и не забывай долю свою в этом мире! И твори прекрасное, подобно тому, как творил прекрасное Аллах тебе…» («Касас», 77).
Ислам разрешил мусульманам рациональное использование мирских благ: украшений, выгод и наслаждений.
Однако Куръан и строго предостерегает от излишеств:
«О сыны Адама! Берите свои украшения при каждом месте поклонения; и ешьте и пейте, но не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительных! Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он вывел для своих рабов, и благое из удела?» Скажи: «Они – тем, которые уверовали в земной жизни, исключительно – в День воскресения». Вот так разъясняем аяты для народа, что знает» («Аъраф», 31-32).
Аллах наставляет верующих просить Его и мирских, и райских благ вместе.
В суре «Бакара» говорится:
«А среди людей – те, кто говорит: «Господи наш! Дай нам в земной жизни», и нет ему в Загробной жизни доли. И среди них – те, кто говорит: «Господи наш! Дай нам в земной жизни добра и в Загробной – добра, и защити нас от мучения Огня». Тем – доля от того, что приобрели. И Аллах – Быстр в расчете!» (аяты 200-202).
А в суре «Маида» звучит прямой наказ о богопослушности в этом вопросе.
«О вы, которые уверовали! Не считайте недозволенными благие (пищи), что дозволил Аллах вам, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих! И кушайте из того, чем наделил вас Аллах, дозволенным, благим. И бойтесь Аллаха, в Которого вы – верующие!» (аяты 87-88).
Если вдуматься, в этом аяте под «преступлением границы» подразумевается отстранение людей от дозволенного Аллахом. А это означает отклонение от рационального и разумного пути в духовной и материальной сфере. Куръан, перечисляя материальные блага, разъясняет, что Аллах создал все на земле для пользы человека.
Напомним, что Аллах отдал все созданное в распоряжение людям:
«Он – Тот, Который сотворил вам все, что на земле…» («Бакара», 29).
«И (Он) подчинил вам всё то, что на небесах, и то, что на земле от Себя. Поистине, в этом – действительно знамения для народа, что размышляет» («Джасия», 13).
Да, и эти знамения для размышляющих наводят на ту мысль, что нужно быть разумным пользователем даров Аллаха, а это дается лишь совершенствованием знаний, моральным контролем над собой.
В этих двух аятах откровенно указывается, что человек является царем материального мира. А это одно из чудес Куръана, ибо до него никто об этом не говорил. В наши дни, когда человек претендует на господство над всеми материальными благами, можно сказать, что Ислам объявил право человека на все богатства земли, призывая к прогрессу.
На основании предписаний Куръана Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил: «В Исламе нет отшельничества». Действительно, перекос в сторону духовного, отрыв от земного также вредны. Пользуясь тем, что святые люди замкнутся в молельнях, мирские дела (и такое бывало) могут взять в свои руки бесталанные, безнравственные, злонамеренные люди. Поэтому следует откровенно признать, что проповедуемое Исламом здравое отношение к духовным и материальным требованиям в их взаимосвязи больше всего соответствуют человеческой природе и жизнеспособности.
Аллах не создал человека только ради материальных выгод или же только ради духовных деяний. Он создал человека таким, чтобы он нуждался в них обеих, и, если он правильно и гармонично будет управлять ими, то достигнет совершенства. Человеческому обществу свойственно не сильное увлечение духовностью, а умеренное состояние. И такое учение есть только в Исламе.
Из книги «Ийман – Ислам – Куръан»