В последующих тридцати аятах приводится своего рода толкование вышеприведенного аята «о благочестии». Подробно рассматриваются качества благочестивых и богобоязненных, которые были восхвалены в этом аяте. Часто повторяется слово «таква» и его синонимы.
178. О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Кому же прощено что-либо его братом, то [ему надлежит] — следование по добру и исполнение ему [брату] благообразно. Это — облегчение от вашего Господа и милосердие. Кто же преступит после этого, то ему — горестное мучение.
Всевышний Аллах обращается к Своим правоверным рабам, называя их качество, которому они обрадуются, услышав его: «О вы, которые уверовали!». Если правоверный слышит о своем качестве уверовавшего непосредственно от Аллаха, то это, с одной стороны, окрыляет его, а с другой стороны, заставляет с искренностью и чуткостью насторожиться, ибо, раз Аллах отдельно обращается к уверовавшим, то стало быть за этим может последовать важное предписание. В этом аяте приводится одно из таких предписаний:
«Предписано вам возмездие за убитых…»
То есть было предписано фардом отмщение тем, кто намеренно убил человека. В арабском языке слово касас (воздание, возмещение, месть) обозначает совершение дела, подобного деянию, сделанному другим. В частности, означает хождение след в след за кем-либо. И того, кто намеренно убил человека, убивают точно так же, как он сам совершил убийство.
Отмщение существовало и в период доисламской джахилии, но тогда у невежественных племен это осуществлялось несправедливым образом, в духе соперничества между сторонами. К примеру, было так: «Если они убьют одного из нас, то мы отомстим им, убив десятерых из них; они убили нашего раба, а мы отомстим им, убив свободного человека из них; они убили женщину из нас, значит, мы отомстим, убив мужчину из них». В этом священном аяте Всевышний Аллах дает понять, что при мести нужно проявлять справедливость и не превышать пределы, поясняя: «свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину».
Однако согласно этому аяту, необязательно убивать ради мести тому, кто убил человека. Если сторона покойного намерена простить и отпустить не убивая, тогда вместо этого можно взять и откупные деньги. При этом сторона покойного должна по-доброму просить причитающееся ей, а виновная сторона также должна по-доброму выплатить им требуемое.
«Кому же прощено что-либо его братом, то [ему надлежит] — следование по добру и исполнение ему [брату]благообразно».
Раз уж хозяева убиенного проявили великодушие и простили преступника-убийцу, не требуя убить его, пусть тогда будут великодушными до конца, и требуют откупные без всяких скандалов и ругательств, по-доброму, по обоюдному согласию и в мягкой форме. А преступник или его люди пусть тоже не забывают о несчастье, разлуке и душевной ране, постигшей другую сторону, и пусть выплачивают откупные, утешая их сердца, без жульничества и без задержки, по-доброму.
Ислам постановляет и обеспечивает, чтобы все происходило по-доброму.
«Это — облегчение от вашего Господа и милосердие».
Также не следует забывать, что внедрение выплаты кровных откупных вместо отмщения является облегчением и милостью от Господа Вселенной.
«...Кто же преступит после этого, то ему — горестное мучение».
Поэтому не следует преступать и питать вражду, а нужно пребывать в рамках шариата.
О вы, которые уверовали!
179. И вам в возмездии — жизнь, о обладающие разумом! — быть может, [вы] будете богобоязненны!
Этот священный аят поясняет мудрость внесения мести в шариат. Значит, в возмездии для людей есть жизнь. Оказывается, месть введена в шариат не для удовлетворения ненависти в сердце, а для высшей цели — ради жизни. Если ввести в действие правила возмездия, тем самым будет сделано большое дело в сохранении человеческой жизни. Потому что тогда каждый человек будет знать, что если убьет кого-то, то в отместку будет убит и сам, и никогда не станет убивать человека. Покушение на жизнь одного человека равно покушению на жизнь вообще. Если преступник посягнет на жизнь одного человека, значит, он посягает на жизнь вообще.
Поэтому такое преступление рассматривается как тяжкое и в его отношении вершится справедливое возмездие. Уже само положение о возмездии приводит преступника в чувство. Отмщение немногочисленным убийцам сохраняет жизнь множества невинных людей. Именно по этой причине во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, как только это предписание было введено в действие, убийства прекратились или сошли на нет. Где это предписание будет установлено, там утвердится благополучие и безопасность, жизнь людей будет протекать в спокойствии. А там, где это предписание не внедрено, то насколько бы правительство того места ни было сильным, там не будет безопасно.
Внедрение положения о возмездии также является одним из условий наличия богобоязненности. Потому что выполнение повеления Аллаха исходит из богобоязненности.
.