[аяты 180-182]
В следующем аяте правоверным поясняется еще одно важное положение — положение о завещании перед смертью.
О вы, которые уверовали:
180. Предписано вам, когда пришла к одному из вас смерть, если оставил добро — завещание родителям и близким по-хорошему — должное для богобоязненных.
Значит, составление завещания перед смертью также является фардом. Оно является одним из условий богобоязненности. Если умирающий человек оставляет имущество, то он обязан завещать, кому и сколько причитается из этого имущества. Это завещание делается в пользу родителей и близких людей. Этот священный аят был ниспослан до аята о наследстве. Впоследствии был ниспослан аят о наследстве и в нем было предписано, что даже при отсутствии завещания имущество покойного в качестве наследства должно быть распределено между близкими. В том аяте также указано, кому и сколько причитается. Родители вошли в число наследников. Поэтому умирающий человек не может теперь завещать по своему усмотрению отцу столько-то или матери столько-то. А также завещающий не может указать размер завещаемого имущества и относительно других родных, права которых указаны в аяте о наследстве. Однако можно завещать другим людям, помимо упомянутых в аяте о наследстве. А это создает заработавшему и накопившему состояние человеку условия для пожертвований и благотворительности, оказания благодеяния родным и близким, соблюдения социальных поручительств. Этим путем также защищены и права наследников.
В хадисе, переданном имамом Бухари, Саъд радияллаху анху сказал:
— О Посланник Аллаха, у меня есть имущество, из наследников — лишь одна дочь, завещать ли мне две трети из своего состояния?
На что Пророк алайхиссалам ответил:
— Нет.
А когда он сказал:
— А если половину?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам снова сказал:
— Нет.
Когда Саъд радияллаху анху сказал:
— А если одну треть? — он (Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Одну треть можно, хотя и этого много».
Этот хадис берется в качестве доказательства тому, что можно завещать одну треть. Даже если будет завещано больше этого, все равно при распределении подсчитывается только одна треть. Следует обратить внимание, что такое составление завещания священный аят называет долгом богобоязненных.
В следующем аяте речь пойдет о грехе тех, кто изменил завещание:
181. Кто же изменит его [завещание] после того, как услышал его, то поистине, его грех — только на тех, которые изменяют его. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий.
То есть если человек, услышавший завещание умирающего, после его смерти изменит завещание и станет виновником того, что имущество покойного было распределено не согласно завещанию, то он становится из грешников. Грех ложится не на завещавшего или наследника, а на самого изменившего это завещание. Аллах — Слышащий и Знающий.
Завещание можно изменять только в одном случае. Об этом повествует следующий аят:
182. Кто же опасался [допущения] от завещателя отклонения или греха, и исправил между ними, то нет греха на нем. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный.
Слово, которое мы перевели как «отклонение» в священном аяте выражено арабским джанафан. Это слово означает «ошибаясь, сойти с прямого пути», то есть это значит совершить неверное действие по ошибке, по незнанию. А «грех» — это сознательное, намеренное совершение несправедливости. Значит, если завещатель несознательно сделал неправильное завещание, нарушивший это завещание человек не будет, как сказано в предыдущем аяте, грешником. К примеру, если кто-то завещает более одной трети своего имущества, то его завещание действительно только для одной трети, и тот, кто не соблюдет завещание в остальной, превысившей ее части, не станет грешником.
Следует обратить внимание: и в положении о вершении возмездия, и в положении о завещании особо подчеркивается таква — богобоязненность.
.