[аят 188]
После аятов о посте (аяты 183-187), Аллах дает правоверным указания о необходимости ведения имущественных отношений также халалным, честным и чистым образом. Он подчеркивает, что богобоязненность должна быть не только в отношениях между Всевышним Аллахом и Его рабом, но и в отношениях между рабами.
О вы, которые уверовали!
188. И не поедайте между собой ваши имущества неверным путем и не давайте их правителям [с тем], чтобы вы ели часть имущества людей греховно, тогда как вы знаете.
В этом священном аяте Всевышний Аллах отвращает мусульман от поедания имущества друг друга неверным — недозволенным способом. Значение, переданное нами как «неверный», в аяте выражено словом батил, которое охватывает множество смыслов и не имеет эквивалента в русском языке. Батил имеет такие значения, как «недействительный», «несостоятельный»; «неправомерный», «неверный», «ложный»; «тщетный», «напрасный»; «отмененный», «аннулированный» и т. д.
В пояснении этого священного аята Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху сказал:
«Это значит — один человек берет взаймы, но пользуясь тем, что против него нет доказательств, не признается в получении этого имущества. И зная о том, что становится грешником, поедая чужое добро харамным путем, обращается к правителю (власть имущему)». Как будто если власть имущее лицо вынесет решение, то грех перестанет быть грехом, а запретное имущество станет халалным. Между тем, по решению правителя халал не становится харамом, как и обратного тоже не бывает. Но все становится халалом или харамом только по решению Всевидящего и Всеведающего Аллаха. Судья не может видеть и знать все. Он выносит решение исходя из того, что видит, основываясь на словах спорящих, на их доказательствах.
В хадисе, переданном имамом Бухари от Умму Саламы радияллаху анха, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Я всего лишь человек. Ко мне приходят спорящие. Некоторые могут привести свои доказательства лучше, чем другие, и я могу вынести решение в их пользу. Если я вынесу кому-либо решение за счет права другого, то это будет кусок из пламени ада. Если хочет, пусть берет, если нет, пусть оставит».
Власть имущий (Судья) не становится грешником, если выносит решение, основываясь на внешних фактах. Имам Куртуби сказал: «К категории “неверным путем”, упомянутым в аяте, относятся все виды харамных действий: азартные игры, плутовство, обретение имущества посредством продажи запретного, обретение имущества посредством запрещенных ремесел и другие».
"Тафсир Хилал" (смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана), том 1;
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф