Как правильно нужно понимать то, что шайтан будет нападать на людей «спереди и сзади, справа и слева», что об этом говорится в Священном Куръане?
Зависть и вражда шайтана по отношению к человеку стала причиной для его неповиновения Всевышнему Творцу. Проявив непокорность, он попросил отсрочки своего наказания у Милостивого Создателя, а когда ее получил, то объявил о том, что будет сбивать с пути истины, своих непримиримых врагов – людей. О чем сказано в аятах Священного Куръана следующим образом:
ﭽ ﭾ ﭿ ﮀ ﮁ ﮂ ﮃ ﮄﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﮋ ﮌ ﮍ ﮎ ﮏﮐ ﮑ ﮒ ﮓ ﮔ ﮕ
«Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (сура ал-Араф, аяты 16–17).
Шайтан осознает, что находится на неверном пути и также осознанно пытается сбить с пути истины людей, о чем свидетельствуют слова Иблиса: «я непременно засяду против них на Твоем прямом пути». После чего обещает сбивать их с этого прямого пути истины.
«Я буду подходить к ним спереди», то есть буду вселять сомнения относительно будущего, и лишу их веры о том, что впереди человека ожидает либо награда в Райской обители, либо же наказание в Аду. Поэтому они будут жить, не задумываясь об ахыйрате, и о том, что за совершенные поступки им придется отвечать перед Всевышним Творцом, превратив их в прагматиков и закоренелых материалистов.
«Я буду подходить к ним сзади», то есть приукрашу для них этот мир так, будто их жизнь здесь будет продолжительно долгой и вечной. А Мирская красота, затмив разум человека, заставит позабыть об иных красотах, дарованных Творцом.
«Я буду подходить к ним справа», то есть буду вмешиваться в их благие деяния, пытаясь отвратить человека от их совершения. Я буду смешивать истину с заблуждениями, отвращая человека от его религии, норм нравственности и всего благого, что было ему даровано Творцом.
«Я буду подходить к ним слева», то есть я приукрашу для них все греховное и буду призывать их совершению дурного. Я разбужу в человеке страсть, и заставлю грешить, притягивая мужчин к женщинам. А женщин к мужчинам, заставив позабыть о чести и достоинстве человека.
Имам Шакик написал по этому поводу следующие строки: «Каждое утро шайтан приходит ко мне и старается сбить меня с пути истины, пытаясь подлезть с четырех разных сторон. «Не бойся, Всевышний Прощающий и Милосердный», – говорит он подлезая спереди. На что я ему отвечаю:
ﮕ ﮖ ﮗ ﮘ ﮙ ﮚ ﮛ ﮜ ﮝ ﮞ
«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» (сура Таха, аят-82).
Приближаясь сзади, он пытается селить страх бедности и нищеты, которая постигнет меня, если я обзаведусь семьей и детьми. На что я отвечаю ему:
ﭑ ﭒ ﭓ ﭔ ﭕ ﭖ ﭗ ﭘ ﭙ ﭚ ﭛ ﭜ ﭝﭞ ﭟ ﭠ ﭡ ﭢ ﭣ
«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения (утробы матерей или могилы). Все это записано в ясном Писании» (сура Худ, аят-6).
Подлезая справа, он хвалит меня и поощряет, но я отвечаю ему на это:
ﮫﮬﮭﮮ ﮯﮰﮱﯓﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯙ ﯚ ﯛ
«Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует ее в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой конец уготован богобоязненным» (сура ал-Араф, аят-128).
Слева же он пытается меня совратить страстью, на что я говорю ему:
ﮎ ﮏ ﮐ ﮑ ﮒ ﮓ ﮔ ﮕ ﮖ ﮗﮘ ﮙ ﮚ ﮛ ﮜ ﮝ ﮞ
«Между ними и тем, что они пожелают, будет воздвигнута преграда, что прежде произошло с подобными им. Воистину, они терзались смутными сомнениями» (сура Саба, аят-54).
По некоторым преданиям, ангелы выражая сожаление человеку после слов шайтана обратились ко Всевышнему:
«О, Милостивый Господь! Как же спасут себя люди, если шайтан будет нападать на них с четырех разных сторон?»
На что Создатель ответил: «Для человека остается два направления сверху и снизу. Если он, раскрыв руки к верху, попросить искренне и с покорностью склониться в земном поклоне, то я прощу ему семьдесят лет прегрешений» (Рази, Мафатихул-Гайб, 14/42).