Алхамдулиллахи Раббил аъламин. Вассолату вассаламу аъла хайри халкихи Мухаммад ва аълаа алихи ва асхабихи аджмаиъин.
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Дорогие друзья, всем вам известно, что на нашем портале существует раздел вопросов и ответов. Вот уже почти десять лет, как в этот раздел каждый день поступают многочисленные вопросы, на которые мы стараемся отвечать по мере наших возможностей. В последнее время среди этих вопросов есть и вопросы на русском языке. Они поступают от мусульман, не очень хорошо владеющих узбекским языком, которые хотят лучше понять свою религию и совершать поклонения. Со своей стороны, мы также стараемся по мере наших сил отвечать на их вопросы. Привлекли внимания два схожих вопроса, которые содержали возражение и критику.
Один человек пишет письмо, где говорит: «В своей книге о «Тасаввуфе» Вы называете «ширком» совершение «истигасы», то есть использование кого-нибудь посредником при прошении помощи. На каком основании Вы это сказали? Ведь видные ученые говорили, что это допустимо», и привел доводы и доказательства от имама Навави, имама Рамли и других. После того, как я прочел этот вопрос и до конца ознакомился с сутью возражения, я сразу же понял, что это написал один из тех типов, кто выехав из нашей страны (Узбекистана), а теперь бродит в других краях, которые ненавидят нас, в особенности людей моего статуса, и при первой же возможности стремятся нанести вред. Скорее всего, он беседовал с кем-нибудь из своих кавказских друзей шафиъитского мазхаба (по-моему), который разъяснил ему, что такие слова о ширке упоминаются в моей книге «Представление о тасаввуфе». А те не могут прочитать эту книгу, так как она на узбекском языке.
По совету того типа, эти люди написали мне свое возражение. Когда я написал им: «Где в книге я написал слова, о которых вы говорите?», через некоторое время они ответили: «На такой-то странице написаны такие-то слова». Открыв книгу, я действительно увидел имеющие такой смысл слова. То есть, там мною было сказано, что: «Существуют улемы, которые говорят, что это ширк», и вслед за словами «однако», я изложил истину. Затем я сказал ему: «Прочитайте также слова, высказанные за ними» и написал: «Не делайте выводы, прочитав отрывок фразы, ведь дальше обсуждение продолжается, приводятся слова и других улемов, тогда бы мнение сформировалось полноценно». Не знаю, что произошло, но после этого письма тот человек исчез.
Недавно поступило письмо с таким же содержанием. В письме говорится: «Вы в своей книге «Представление к тасаввуфу» о данной проблеме говорите так-то, как же Вы можете говорить такое? Улемы-ханафиты имам Кавсари, Ибн Абидин говорили, что: «Такие-то сказали, что это дозволено», улемы шафиъиты имам Рамли и другие сказали то-то», и написал длинное письмо, цитируя их. Я догадался, что это опять результат деятельности того же, сеющего фитны человека. Подумав, что он «вновь ходил со своими наущениями к другим людям и так же опять кто-то из них прислушался к его словам и написал мне такого рода письмо», я ответил ему: «Нехорошо выносить решение обо мне и моей книге, прочитав лишь одну фразу. Видимо Вы не очень хорошо знаете узбекский язык, это понятно по тому, как Вы неправильно написали название книги, написав «Представление к тасаввуфу». В той самой книге «Представление о тасаввуфе», название которой Вы соизволили написать неправильно, по данной проблеме я сначала привел некоторые слова и продолжил обсуждение после процитированных Вами слов. Изучите ее внимательно! На самом деле я написал эту книгу в качестве опровержения против тех, кто нападает на тасаввуф, написал для изложения истины о тасаввуфе. А вы пишите такие слова. Даже мои враги, которые сильно ненавидят меня, до сих пор не говорили таких слов. Потому что они знают узбекский язык, читают и, прочитав, не позволяют себе такие высказывания».
Сразу пришел ответ на это письмо: «По Вашему совету я тщательно изучил эту тему, оказывается я — невежда, я сильно сожалею (бедный, даже уподобил себя животному). Я поступил как баран, сделал неправильно. Я раскаиваюсь перед Аллахом, простите, мне удалось найти и изучить то, что вы написали. Вы действительно правильно написали о тасаввуфе, тысячи извинений, простите, вознесите за меня молитву, дабы впредь не было таких случаев». Он также написал: «Честно говоря, меня на это подстрекнул человек, который не является Вашим другом».
Он оказался воспитанным, не используя выражение «Вашим врагом», мягко сказал «человек, который не является Вашим другом».
Затем я вознес за него молитву и написал: «Да облагодетельствует Вас Аллах, будьте здоровы, Вы — истинный мусульманин, пусть Аллах наделит Вас здоровьем, пусть всегда будем в мире. Пусть Аллах даст совесть нашему приятелю, который чиня эти подстрекательства, ввел в заблуждение и спровоцировал Вас, пусть он оставит такие провокации и начнет совершать дела полезные для Ислама и мусульман».
Такие письма заставляют меня призадуматься. Какой же считающий себя мусульманином человек пойдет к незнающему определенный язык ученому и станет подстрекать его сведениями о ненавистном для себя человеке, клевеща словами, дескать, в его книге сказаны такие-то изречения, тем самым наговаривая на него то, чего нет в действительности?! Ведь при этом он показывает только отрывок фразы, а законченную мысль скрывает от него! Это не лезет ни в какие рамки мусульманских приличий! Неужели люди могут пойти на такое?!
Да, кто-то может не переносить кого-то, может возненавидеть его, могут быть какие-то размолвки, но ведь не следует же, но нельзя же доходить до такой степени! Нельзя же так клеветать! Нельзя же ввести в заблуждение невинных людей и ставить их в положение, о котором они потом могут пожалеть! Вообще, зачем нужны разногласия? Выгодны ли они для верующих? Кому от этого польза? Кто получит за это воздаяние? Нам нужно думать, размышлять об этих сторонах, устыдиться и побояться Аллаха! К великому сожалению некоторые из нас забывают об этом и всячески пытаются обвинить человека, не согласившегося с ним, подстрекают людей на чужбине, где о них ничего не знают, где измышляют ложь на ученых и приписывают им высказывания, которых они не говорили. Все это абсолютно не подобает мусульманину.
Раз уж есть иное мнение, существует разночтение, раз уж им не по нраву чье-то поведение, изречения, написанные им фразы, то почему же не придут и не скажут об этом самому человеку? Почему же не напишут книгу сами, раз уж возникла такая ситуация и требуется исправить? Обязательно ли идти к кому-то, беспокоить кого-то и вводить его в заблуждение? Именно такие явления и беспокоят тех за рубежом, кто совершает свои поклонения проявляет активность в мечетях!
В беседах со мной некоторые из них говорят: «Мы построили мечеть большой численностью людей, по мере своих сил служим в мечети, решаем его насущные проблемы. Приходят люди разной категории и разных мазхабов, заходят и выполняют свои поклонения, поблагодарив, возносят за нас молитву и уходят. Мы рады этому. Есть люди различных мазхабов, разного понятия и разного уровня. Войдя в мечеть у них нет дел до остального. Делают омовение, совершают намаз, читают Куръан, возносят молитву, благодарят и уходят.
Но наши люди заметны издалека. Увидев их, мы намеками друг другу говорим, дескать, вот, идет, сейчас увидишь, что будет. Заходит, по окончанию намаза вскакивает с места, подходит к имаму и начинает приставать к имаму со словами «почему это сделали так, то сделали эдак». Их занятие —спорить, чинить скандалы, уличить людей в чем-то, пристыдить их и создавать всякие подобные неприятности. Они тем и живут. Задают такого смысла вопросы: «Этот человек чтец Куръана?», «Да, чтец Куръана». «Тогда пусть прочитает такой-то аят такой-то суры? …Нет, такого не бывает, чтецы так не учат, если не может, значит, он не чтец».
Какие у них цели? Пристыдить чтеца - кари, смутить ученого. Эта болезнь уже успела превратиться в нарыв, она не покидает таких людей, они не могут без этого. В результате возникает склока, конфликт. От безысходности мы тащим их за руки на улицу и вынуждены говорить им «больше не приходи в нашу мечеть». Нужно оставить такие нападки, пусть каждый знает свое место, совершает свое поклонение и не противоречит, не ссорится с людьми, пусть никого не подстрекает, не клевещет на кого-либо, пусть не злословит.
Все эти деяния являются харамными по шариату. Нельзя злословить — предаваться гийбе о человеке за его спиной. Говорить же за спиной о делах, которых человек не совершал, уже становится клеветой! Это большой грех! Нужно воздерживаться от грехов. Нужно оправиться, опомниться. Нужно стараться основательно изучить религию и следовать ей, стремиться снискать довольство Всевышнего Аллаха.
Да сделает всех нас Аллах субханаху ва таъала из Своих праведных рабов, сделает нас преданной уммой Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам! Пусть сам Аллах сбережет нас от разногласий, подстрекательств, злословий и клеветы! Да обеспечит нам Аллах продолжительное пребывание в добре, благополучии и благодати! И последняя наша молитва: Алхамдулиллахи Раббил аъламин. Ва саллаллаху аъла хайри халкихи Мухаммад ва аъла алихи ва асхабихи ажмаиън.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф