Терпение — это оружие мюрида в его борьбе против плоти. Ввиду важности роли терпения Всевышний Аллах упомянул о нем в Куръане девяносто раз.
Во многих местах Куръана Аллах повелевает нам терпеть и призывает нас:
«Просите помощи у Аллаха и терпите» (7:128).
В других местах Священной Книги Аллах восхваляет обладателей терпения:
«Терпеливые в беде и нужде и во время опасности. Это те, кто правдив те, кто богобоязнен» (2:177).
В некоторых аятах Куръана Аллах говорит о своей любви к терпеливым:
«Аллах любит терпеливых» (3:146).
Аллах также рассказывает о близости терпеливых людей к Аллаху и о Своей защите и поддержке им и говорит:
«Аллах с терпеливыми» (2:153).
В Куръане Аллах Всевышний также обещает терпеливым полную награду:
«Поистине, воздастся терпеливым без счета» (39:10).
Наставники и наставляемые достигают своей высокой степени благодаря терпеливости.
Об этом Аллах сказал:
« Я сделал из них предводителей, наставляющих по Моему велению, когда они проявляют терпение» (32:24).
От Посланника Аллаха передано очень много хадисов о терпении, Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Не полупил никто ничего лучшего, более изобильного, чем терпеливость» 135
Также Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Положение верующего удивительно. Любое состояние для него благо. Такого нет ни у кого, кроме верующего. Когда его касается радость, он благодарит Аллаха, и это хорошо, а когда его настигает беда, он терпелив, и это тоже хорошо»136.
Яхья ибн Вассаб передал слова Посланника (саллаллаху алайхи васаллам): «Мусульманин, живущий в обществе и терпящий людские пороки, лучше, чем тот, кто не живет в обществе и не терпит их»137.
Ибн Масуд передал: «Я смотрел на Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам), когда он рассказывал об одном из пророков Аллаха, которого избил его народ, и он был окровавлен. А он, вытирая кровь с лица, говорил: «О Аллах, наставь мой народ, поистине, они не знают»»138.
Абу Муса аль-Ашари сказал со слов Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам): «Нет никого более терпеливого, чем Аллах. Ему придают сотоварищей, Ему приписывают сынов, а Он прощает их и дарует им удел»139.
Сподвижники последовали за Пророком в воспитании этого качества и получили в наследство его терпеливость. Они распространяли Ислам с верой, не зная отчаяния, с решительностью, не зная изнеможения, и со стойкостью, не зная слабости. Потом последователи сподвижников также унаследовали этот дух терпения, и он передавался от каждого поколения до нашего дня. Как сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам): «Не перестанет группа из моей уммы придерживаться истины, пока не наступит веление Аллаха (Судный день), и они будут держаться за нее»140.
Сказал Умар ибн Абдуль-Азиз, когда скончался его любимый сын: «Аллах пожелал забрать его, и я прошу защиты Аллаха от того, чтобы мое желание противоречило в чем-либо желанию Аллаха».
Когда имам Малик читал изречения Пророка (саллаллаху алайхи васаллам), скорпион ужалил его шестнадцать раз. Цвет лица его изменился, но не прервал он чтение из уважения к хадису Посланника [25, т. 1, с. 3].
Однажды Зуннун аль-Мисри пришел навестить больного. Когда он разговаривал с ним, то услышал его стон и сказал: «Неверен в своей любви тот, кто не терпит Его ударов», а больной ответил ему: «Напротив, неверен в своей любви тот, кто не наслаждается ударами Возлюбленного». Суфии обрели великое довольство Аллаха благодаря своему терпению, и к ним полностью относятся слова Всевышнего Аллаха:
«Те, которые, когда коснется их несчастье, говорят: «Мы принадлежим Аллаху, и к Нему паше возвращение»» (2:156).
Их высшим идеалом в этом является Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам), который подвергся всем испытаниям и бедам, и это только увеличивало его терпение и стойкость. Это традиция пророков и почтенных посланников. Как сказал Всевышний Аллах:
«Терпи, как терпели обладатели особой решимости среди посланников» (46:35).
Всевышний Аллах завещал ему терпеливо переносить трудности призыва, тяжести пророчества и козий язычников, говоря:
«Ты будь терпеливым, и терпеливость твоя - благодаря Аллаху, и ты не печалься за них и не ощущай печали за их ухищрения».
И в завершение: названные три свойства — сидк (правдивость), ихлас (чистосердечие) и сабр (терпение) — это основы продвижения к Аллаху, кто не построит на них свое стремление, тот будет оторван от Аллаха, сколько бы ни утверждал он, что связан с Ним, Он остановившийся, как бы он ни утверждал, что он продвигающийся.
135 Aль-Бyхари, Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи.
136 Муслим
137 Ат-Тирмизи
138 Аль Бухари;Муслим
139 Аль Бухари;Муслим
140 Аль Бухари;от Ша`ба
Абдуль-Кадыр Иса
«Истина суфизма»