1442 йил 10 сафар | 2020 йил 28 сентябрь, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

Приданое невесты и домашняя утварь

14:30 / 03.08.2019 1575 Режим чтения + -

Все факихи единодушны в том, что оснащение дома, в котором будет жить невеста, и ее приданое возложены на жениха. Муж обязан надлежащим и достойным образом обставить дом, в который прибывает невеста, чтобы они вдвоем могли жить в нем. Посуда, ковры, ватные одеяла и прочее имущество в доме, приобретенное женихом, считается собственностью невесты. Жених не вправе распоряжаться им как своим добром.

— По ханафитскому мазхабу обустройство жилья является для мужа ваджибом так же, как расходы на нафаку (содержание) жены.

— То, что дано женщине в качестве махра, не имеет никакого отношения к приданому. Потому как махр дается не для того, чтобы покупать приданое и обустраивать жилье, а дается взамен получения от невесты удовольствия.

Скажем, некий человек дал в махр тысячу динаров. Обычно, получив такой большой махр, невеста привозит с собой большое приданое. Однако эта невеста пришла с небольшим приданым. В данном случае муж не имеет права требовать большего, говоря: «Ты должна была привезти намного больше вещей для обставления дома».

— Невеста считается владелицей приданого, которое она привезла с собой. Муж не имеет никаких прав на него.

— Если муж давал помимо махра деньги отдельно на покупку утвари для дома, а невеста ничего не привезла, то муж имеет право требовать их. Однако если какое-то время он промолчит, не потребовав их обратно, то это будет рассматриваться как его согласие по поводу ее распоряжения деньгами и после этого он не имеет права что-либо требовать.

— Если отец дал дочери приданое согласно обычаю, то потом он не имеет права забирать его обратно. После смерти отца его наследники также не смогут забрать его.

— Если отец покупал дочери вещи в качестве приданого еще в ее детском возрасте, а позже при возникновении конфликта отец скажет: «Я давал это на хранение», а дочь скажет: «Это было дано как приданое», то при отсутствии каких-либо аргументов и доказательств принимаются слова дочери. Если же конфликт возникнет после смерти дочери, то принимаются слова ее мужа.

— Если мать, не спросив отца, даст что-то из домашних вещей своей дочери, а отец промолчит, то эти вещи становятся приданым для дочери и забирать их обратно нельзя.

— Если жених давал валийам невесты что-нибудь из имущества, то позже он имеет право попросить их обратно. Потому как передача такого имущества считается взяткой (ришва).

Если родители невесты пожелают подготовить для нее приданое и домашнюю утварь, то это считается проявлением великодушия с их стороны, а не обязанностью.

عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: جَهَّزَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم فَاطِمَةَ فِي خَمِيلٍ وَقِرْبَةٍ وَوِسَادَةٍ حَشْوُهَا إِذْخِرٌ .رَوَاهُ النَّسَائِيُّ. وَاللهُ أَعْلَى وَأَعْلَمُ.

Передается от Али радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дал Фатиме приданое в виде одного (отреза) вельвета, одного бурдюка и подушки, наполненой изхиром».

Передал Насаи.

Как же это скромно, насколько просто приданое, данное Пророком саллаллаху алайхи васаллам — предводителем миров своей родной дочери, почтенной Фатиме, лучшей из райских женщин!

Теперь, будучи уже осведомленными в этом вопросе, давайте взглянем на ситуацию наших дней. Давайте оставим других и взглянем на тех, кто претендует на то, что состоит в умме Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.

Что можно сказать о тех, кто с самого рождения дочери не ест, не пьет, а только копит на ее приданое, складывает все, что нужно и ненужно?!

Что можно сказать о тех, кто превратил вопрос о приданом в основную и главенствующую проблему никаха?!

Что мы можем сказать сватам, которые смотрят не на достоинства невесты, а на ее приданое?

А как быть со скандалами, которые возникают из-за приданого?

Что мы можем сказать? 

Мы скажем:

«Отцы! Берите пример с Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам!»

Мы скажем:

«Девушки! Берите пример с почтенной Фатимы!»

Мы скажем:

«Женихи! Берите пример с досточтимого Али каррамаллаху ваджхаху [1]!»

 

Принимая во внимание часто возникающие семейные разлады в вопросах приданого, наши улемы подробно осветили эту проблему.

Теперь давайте взглянем на современную ситуацию, связанную с приобретением приданого, и честно поразмыслим на эту тему.

На сегодняшний день вопросы решаются в абсолютной противоположности указаниям шариата. Подготовка приданого для невесты и обставление жилья (сколько бы комнат ни было), предназначенного для жениха и невесты, возложены на сторону невесты как «непреложное обязательство». Если сторона невесты допустит в этом вопросе некоторую нерадивость, то навлекет на себя проклятия этого мира стороны жениха, а бедная невеста попадет в «уготовленный ими ад». Большинство людей уже свыклись с этим и никто не осмеливается даже слово сказать против такого прискорбного положения. 

По рассказу одного из наших имамов в такой-то семье привезли приданое невесты и вещи, подготовленные для обстановки жилья. Мать жениха провела тщательную ревизию вещей и в результате обнаружила, что один из комплектов постельного белья был произведен в Ташкенте, то есть не был «импортным». Мать жениха восприняла это как оскорбление всей семьи и своего сына, и объявила стороне невесты непримиримую войну. Она устроила скандал, выкрикивая слова: «Неужто мое дитя теперь будет спать на простыне, изготовленной в Ташкенте?!». Апофеозом скандала стала отмена свадьбы и разлад молодых. Дамулла-имам, осведомившись обо всем этом, стоя на минбаре мечети, был вынужден сказать такие слова: «Пусть те мужчины, кто считает для себя подобающим спать на простыне, принесенной его женой, не совершают за мной намаз!»

Что можно сказать об этом?! Где же люди учатся подобному безрассудству?! Неужели мать, приводящая в дом невестку, вместо того, чтобы признать, что обставление дома — это долг ее семьи, расходится со сватами, обвиняя их в том, что какая-то простыня была произведена в столице ее же Родины?! Неужели продукция, выпущенная у нас, не принесет ее ребенку счастья?! Неужели чужеземное постельное белье сделает ее ребенка счастливым?!

Нужно иметь совесть! Нужно иметь стыд! Нужно осознавать, что не простыня определяет репутацию и уважение семьи! 

Женщина татарской национальности, родившаяся и выросшая в Фергане, вышла замуж и уехала жить в Москву. Там она встретила землячку, убирающую общественный туалет. Огорчившись, она с сочувствием спросила о причинах, заставивших ее оказаться в таком положении. Ответ оказался таким, что заставил бы содрогнуться любого человека: «Нам скоро дочь замуж выдавать. Из-за отсутствия денег на покупку мебели и других необходимых вещей я оказалась на чужбине в таком вот положении», — сказала женщина.

Главная причина, по которой та женщина оказалась в такой ситуации, — это то, что она родила и вырастила дочь. Если бы ребенок, ставший причиной такого положения матери оказался бы мальчиком, то мать сидела бы дома, задрав нос, требуя у стороны невесты «импортную» мебель и «заграничные» простыни. Была бы возможность, она потребовала бы от родных невесты еще и махр за сына.

Послушайте поразительную историю от продавцов мебели: «Одна из семей, выдающих дочь, приобрела мебель и сообщила нам о месте, где ее нужно было установить. Приехав в указанное место, мы начали было работу, как зашла мать жениха. «Ее превосходительство» чинно спросила, откуда эта мебель. Мы сообщили ей, что мебель наша — местная. “Быстро сворачивай свою рухлядь! Убери эту мебель!”, — прозвучало ее высочайшее повеление».

В некоторых «передовых» областях страны сторона жениха блестяще справилась с «полным освобождением дома» для его обставления стороной невесты. «Освобождение дома» это опустошение стороной жениха нескольких комнат в своем доме для того, чтобы их заполнила всем необходимым сторона невесты. Бывает, когда мать жениха, увлекшись «этим занятием», может освободить и свою комнату. И если ненароком сторона невесты не обставит все «освобожденные» комнаты, то со стороны жениха в их адрес будут высказываться упреки, оскорбления, обвинения.

Они уже освоили все способы разграбления стороны невесты и «повесили» на них свадьбу, домашнюю утварь и даже нижнее белье и платочки для жениха, которые непременно должны быть исключительно импортного производства. Беда настигнет родственников невесты, даже если они ненароком забудут о кувшине для умывания рук.

Затем, пустив в дело всю свою сообразительность, ум и находчивость, «грабители от жениха» стали думать о том, что же еще можно потребовать у стороны невесты. Присмотрелись и поняли — все, что привезла невеста в дом: мебель, одежда и прочее имущество не смогут заполнить их желудки! Что толку смотреть на это добро, когда ты голоден? Как же так?! Разве можно стерпеть такое?! И тут же они сказали: «Кормление жениха и его родни непреложная обязанность стороны невесты!». Таким образом, сторона невесты обязана обеспечивать трехразовым питанием сторону жениха в течение сорока дней после свадьбы. Это обрело форму устоявшегося фарда.

Ну конечно, раз это невеста, должна же она прокормить жениха и членов его семьи! Разве достойна быть невестой та, которая не способена на это?! И пусть родители невесты сами подумают, зачем им было рожать девочку, если не могут обеспечить трехразовым питанием в течение каких-то сорока дней своего зятя, его родителей, всю его родню и близких?! 

На одном из свадебных обрядов ваш покорный слуга во время проповеди поднял этот вопрос, после чего ко мне подошел один из знакомых и, поблагодарив меня, сказал: «Выдав дочь замуж, я погряз в долгах. К тому же, после регулярной доставки еды на дом к сватам в течение четырех месяцев, я подсчитал, что потратил дополнительно еще шестьсот тысяч сумов». «А нельзя ли этого не делать?», — спросил я. На что он уныло ответил: «Тогда нам беда. Моей дочери не будет покоя, потому что сват сказал: “Кем же я буду выглядеть среди родственников и махалли? Ведь все они каждый раз ждут, что же привезут из девичьего дома невестки такого-то”».

До чего же мы докатились?! Поступая вопреки шариату, люди требуют от своей невестки прокормить жениха и его семью, тогда как содержать невесту по шариату это обязанность жениха!

К чему это может привести? Ясно одно — исход противоречащего шариату дела хорошим не будет. Похоже, некоторые признаки этого уже проявляются. 

На днях на одном из собраний состоялась беседа на эту тему. Многие высказывались о сложившейся ситуации с осуждением. Каждый поделился тем, что он сам видел, знал и слышал. Тогда один из наших дамулла-имамов рассказал об одном случае. Оказалось, он беседовал с человеком, занимающимся продажей мебели, который с сожалением поведал ему следующую историю. Тот рассказал:

«У людей уже не осталось стыда. Количество вещей, которых требуют от стороны невесты, становится все больше и больше. Поначалу требовали мебель. Затем стали требовать, чтобы мебель была заграничного производства. Если мебель оказывалась не импортной, ее стали возвращать обратно. Позднее стали возвращать даже несмотря на то, что она импортная, но уже потому, что отстала от моды. Теперь же родня женихов сама приходит в салон мебели и прямо перед нами, без всякого стеснения и стыда указывает родне невесты: “Купите вот эту, вон ту оставьте”. Самое прискорбное это то, что спустя некоторое время, в результате развода семьи, восемь из десяти проданной нами мебели мы забираем обратно к себе оттуда, где мы ее устанавливали, и заново выставляем на продажу».

Я бы сам никогда не поверил этим разговорам, особенно разговорам о распаде семей.

Но к сожалению, по всей видимости, эти разговоры, пусть даже отчасти, все же не беспочвенны. Существуют и другие сведения о том, что разводов сейчас больше, чем раньше. Безусловно, у подобных социальных проблем бывает ряд причин. Специалисты изучают их и вносят свои предложения для улучшения ситуации. Но было бы неплохо, если бы люди, не являющиеся специалистами, тоже немного поразмыслили над некоторыми причинами, которые видно невооруженным глазом.

По моему мнению, среди прочих причин распада семей есть и то, что жениться стало намного легче. Давайте подумаем о затратах, сделанных стороной жениха для создания новой семьи: какие-то вещи, кольцо в качестве махра или так называемые молочные деньги, возможно, еще что-то с иным названием в виде малых средств.

А что же сторона невесты? Практически все расходы возложены на ее родителей. Это наказание за то, что они вырастили девочку, разве не так?! На подарки они должны отвечать еще более дорогими подарками. В ответ на «молочные» или «свадебные» деньги от жениха они должны понести издержки в десять раз больше, чтобы провести свадебные мероприятия. Главная забота стороны невесты заключается в том, чтобы хорошо встретить гостей, которых отовсюду собрала и привела сторона жениха, не отходя от торжественной трапезы, поименно преподнести дарственную одежду каждому близкому родственнику жениха, включая его зятьев, а потом до ниточки обставить дорогими предметами и инвентарем все «освобожденные» стороной жениха помещения в его доме.

А в таких краях, что было упомянуто выше, родня невесты пренепременно должна еще и прокормить жениха с его родственниками трехразовым питанием в течение сорока дней!

Как говорят в народе, вещь, дающаяся задешево, вовсе не ценится. Так же недостойным образом могут оценить и невесту, которая обошлась «за бесценок». Нет ничего проще, как выгнать жену, которая не ценится, и жениться заново. Кому же не понравится новая жена с новыми подарками, одеждой и обстановкой в доме?! 

Возможно, по этой причине древние улемы, приступая к сочетанию никахом, без всякого предварительного согласования с кем-либо сразу же переходили к самому главному и спрашивали жениха: «Принимаете ли вы такую-то в свой махрам с условием дачи в махр одного дома (комнаты) с передней и навесом при ней, а также одну корову с теленком?».

На самом деле, если бы сегодняшние мужья, расстающиеся со своими женами по пустякам, свекрови и свекры, выгоняющие своих невесток, давали бы женщине в качестве махра жилье, источник ее пропитания и существования, а также обеспечили бы всем необходимым из домашней утвари, и знали бы, что все это теперь превратилось в имущество невестки и вернуть это будет уже невозможно, они бы непременно тысячу раз подумали, прежде чем выгонять ее. Они бы не решились разрушать семью из-за мелочей, понимая, что для обретения другой невесты необходимо будет потратить такое же количество средств.

Каждый из нас должен поразмыслить над этим. Нужно заботиться не о приданом, не о мебели, простынях и всяких вещах, а о благополучии и счастье семьи. В семье должны преобладать не желания и прихоти безграмотной свекрови, а указания шариата.

Каждый мусульманин-мужчина, свекр и свекровь должны хорошо усвоить, что согласно исламскому шариату обеспечение женщины жильем, пропитанием, одеждой, предметами быта и прочими необходимыми вещами на одинаковом с собой уровне, а также забота о ее здоровье, обучении, отдыхе и других личных нуждах являются ваджибом — обязательным религиозным долгом, возложенным на мужа. Вместе с тем, при выполнении этих требований, ни у кого нет права напоминать ей об этом и попрекать ее этим. Ибо человек, выполняющий возложенное на него ваджиб-деяние, всего лишь исполняет свой долг.

Мы должны делать все зависящее от нас для решения этой проблемы, чтобы все пошло по правильному руслу, по шариату. Тогда наши семьи будут крепкими, жизнь мусульман наполнится счастьем и благополучием, ин шаа Аллах.

Предположим, все необходимые вещи для будущей семьи подготовлены согласно указаниям шариата. Настало время подготовить самих будущих супругов — жениха и невесту к семейной жизни. Об этом чрезвычайно важном для каждой семьи деле мы поговорим в следующей главе.

Из книги «Счастливая семья»


  [1] Каррамаллаху ваджхаху — Да осветит Аллах его лик.


 

 

 

Статьи по теме
Мусульманские улемы, изучив все аргументы и доводы относительно обязательств мужа перед женой, указали на следующие выводы.Обязательства мужа перед женой читать полностью

1265 09:30 / 21.10.2019
10. Обряд акийка также относится к обязательствам родителей и правам ребенка на них. Среди множества других бесчисленных милостей, которыми наделен человек, читать полностью

849 09:30 / 08 апрель
..7. .hellipи матери ваших женhellip,Для зятя является харамным жениться на теще, а также на матерях как тестя, так и тещи. Они входят в группу запретных для никаха женщин читать полностью

1022 14:00 / 21.04.2019
В этом вопросе среди людей также есть множество недопониманий. Некоторые мужчины и женщины придерживаются понятий, что в таком состоянии нельзя совершать половую читать полностью

891 14:00 / 06.09.2019
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью