Значимость никаха в Исламе не ограничилась только призывом к нему и осуждением пребывания без никаха, а напротив, верховодам – ведущим силам акцентированно поручено обеспечивать в своих обществах пребывание мужчин и женщин в никахе.
Об этом Всевышний Аллах в суре «Нур» смилостивился сказать следующее:
ﮋﭑ ﭒ ﭓ ﭔ ﭕ ﭖ ﭗﭘ ﭙ ﭚ ﭛ ﭜ ﭝ ﭞ ﭟﭠ ﭡ ﭢ ﭣ ﭤ ﮊ
«И сочетайте никахом (жените) безбрачных из вас и праведных из ваших рабов и рабынь. Если они являются бедными, обогатит их Аллах из Своего благоволения. Ведь Аллах – Всеобъемлющий, Знающий!» (аят 32).
Воззвание в этом аяте обращено к родителям, владетелям и мусульманским старшинам, которым повелевается возглавить организацию никаха своих сыновей и дочерей, рабов и рабынь, а также нуждающихся в помощи друзей и братьев. Отсюда взято правило, что мусульманину не подобает довольствоваться никахом только самому, ему необходимо вносить свой вклад в то, чтобы и другие братья и сестры по вере состояли в чистых семейных отношениях.
Мусульмане, глубоко осознающие свой долг и ответственность перед Всевышним, не перестают призывать живущих без семьи мужчин и женщин к никаху, помогать испытывающим трудности в этом вопросе.
Именно по этой самой причине ими прилагаются усилия для устройства семейной жизни своих детей и других людей. Особого внимания достойно то, что в аяте говорится о необходимости сочетать никахом рабов и рабынь. То обстоятельство, что Священный Куръан повелевает мусульманам обустраивать семейную жизнь рабов в период, когда их не считают за людей, указывает на то, что религия Ислам прилагает всяческие усилия к тому, чтобы защитить и заступиться за угнетенных. Если их жизнь и свобода являются чьей-то собственностью и не принад-лежат им самим, тогда их хозяевам следует женить и обустраивать их жизнь.
Потому что когда человек достигает зрелости, независимо от того, кем он является, если его целомудрие и нравственность не будут защищены посредством халал-но чистого никаха, то риск того, что он оступится и совершит прелюбодеяние, возрастет. Такое преступление обернется несравнимыми несчастиями и бедствиями, как для человека совершившего его, так и для общества, в котором он живет.
Вопрос никаха чрезвычайно деликатен, поскольку в рассматриваемом священном аяте делается особое ударение: бедность не может стать причиной для уклонения от никаха. Следовательно, откладывание некоторыми людьми никаха под предлогом «несостоятельности» не соответствует мусульманским правилам приличия. Поразмыслив, можно убедиться в том, что многие, ранее имевшие беззаботную и беспечную жизнь, с созданием семьи начинали серьезно браться за дела и тем самым улучшали свое материальное положение.
Долгом родителей является женитьба своих детей и помощь в обустройстве их семейной жизни. Ибо только что достигшие совершеннолетия юноши и девушки не знают, что такое семья, как ее создавать и каким образом претворять в жизнь это особо тонкое, деликатное и важное дело. У них еще нет ни знаний, ни опыта. Если все дела, связанные с никахом и созданием семьи предоставить молодым, то наверняка они допустят много ошибок и «наломают немало дров». Родители же, как уже сами создавшие семью, хорошо знающие, что такое семья и желающие своим детям только добра, должны направлять их в семейных вопросах. Если же родителей нет, то замещающий их человек из числа родственников становится валийем – опекуном, поручителем, то есть старшим в этом вопросе. Если же у молодых вообще нет родственников, то их роль выполняют влиятельные представители общественности. Таким образом, где бы не проживали мусульмане, ими прилагаются усилия для того, чтобы не осталось людей, пребывающих вне никаха без уважительной на то причины.
К созданию семьи со всей важностью относятся ученые, внося свой вклад в виде разъяснительных работ и проповедей-наставлений о никахе, написания статей или книг. Кроме того, те из людей, кто имеет организаторские способности, содействуют сватовству и никаху, а обладающие материальными благами оказывают посильную помощь. Таким образом, ими ведется работа в деле приумножения семей по никаху, проживания всех мусульман в лоне семьи, спокойствии и счастье. Ибо оказывать помощь тем, кто хочет создать семью с намерением сберечь свое целомудрие, является одним из трех деяний, которые должны совершаться ради Всевышнего Аллаха.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Есть трое, помощь которым – на Аллахе: это мукатаб, изъявивший желание исполнить договор; создающий семью, желая целомудрия; и усердствующий на пути Аллаха».
Передали Тирмизи, Насаи и Хāким.
На протяжении всей жизни люди испытывают потребность во взаимопомощи и поддержке. Однако следовало бы уточнить, в каких случаях больше всего одобряется оказание помощи другим, и за какую помощь людям человек получает больше воздаяний?
Ответ на этот вопрос в этом хадисе звучит так:
«...мукатаб, изъявивший желание исполнить договор».
Мукатаб – раб, заключивший договор со своим хозяином об освобождении за выплату определенной суммы денег в течение определенного периода времени. Нет необходимости говорить о том, насколько великое и достойное воздаяние за это дело. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в своем благородном хадисе особо подчеркивает, что пожелавшему чистосердечно оказать помощь, прежде всего, нужно и желательно по-могать именно такому человеку – рабу, всей душой, всем своим существом стремящемуся обрести свободу.
«…создающий семью, желая целомудрия».
Помогать человеку, стремящемуся сохранить свое целомудрие и намеревающемуся удовлетворять свои половые потребности чистым, дозволенным путем, – посредством никаха – нужное и достойное воздаяния дело, равносильное помощи человеку, стремящемуся к освобождению от рабства.
Протягивание руки помощи человеку, который намерен оберегать свое целомудрие, нравственную чистоту посредством никаха, но при этом не может осуществить желаемое, является священным долгом каждого мусульманина: кто-то должен помочь своими словами и советами, кто-то своим услужением, кто-то своим имуществом. Именно своим подходом к данному вопросу мусульмане издревле отличались от других народов. Они призывали к созданию семьи тех, кто не прилагал усилий к такому союзу, а тем, кто намеревался обзавестись семьей, не жалели посильной помощи. Они делали это, следуя именно рассмотренному выше хадису. Современные мусульмане также должны проявлять в этом вопросе рвение и искренность. За подобные деяния человеку воздается великая награда.
В одних странах подобная работа осуществляется по личной инициативе мусульман, в других созданы обще-ственные организации по оказанию помощи людям, желающим создать семью. Возрождение данной деятельности нужно расценивать как благодеяние, за выполнение которой будет получено множество воздаяний, ин шаа Аллах.
Из книги «Счастливая семья»
..