7. Выбор достойного имени.
Одно из прав ребенка и одна из обязанностей родителей перед ребенком это дать новому члену семьи красивое имя со смыслом. Для того, чтобы осознать важность этого дела, разрешите процитировать лишь один ривайат.
В книге «Китабул бирри вас сила» Хусайн ибн Хасан Марвазий в ривайате от Абул Муътамира пишет:
«При Умаре ибн Абдулазизе обсуждали вопросы. Тогда один человек сказал:
— Согласно дошедшему до меня известию, если ребенок умрет до того, как дадут ему имя, в Судный день он скажет своему отцу: “Ведь ты оставил меня без имени!”».
Поэтому каждый считающий себя мусульманином родитель должен подойти к этому важному делу с особым вниманием. Если не знает сам, нужно спросить у знающих, изучить и дать красивое имя ребенку, будь то мальчик или девочка. Пусть в имени найдут свое отражение его желание и надежда, добрые намерения, красота, барака и добро. И это должно быть такое имя, чтобы, когда ребенок вырастет и начнет различать вещи, он не стыдился своего имени. Напротив, его имя должно украшать его.
В Исламе каждому делу, каждой вещи уделяется особое внимание, чтобы оно было прекрасным. Основанием этому является благородный хадис Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
Передается от ибн Масъуда радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, Аллах прекрасен. Он любит прекрасное».
Передали Ахмад и Муслим.
Следовательно, мусульманин должен стремиться во всем к прекрасному. В том числе и в имени детей.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обращал особое внимание имянаречию детей. Также он саллаллаху алайхи васаллам говорил о связи этого столь важного дела с Судным днем.
Передается от Абу Дарда радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, в Судный день вас позовут вашим именем и именем ваших отцов. Раз так, делайте свои имена прекрасными».
Передали Абу Давуд, Ибн Хиббан, Табарани и Байхаки.
Стало быть, прекрасное имя пригодится еще и в Судный день. Потому что, когда кого-то позовут по имени на месте общего сбора всех людей, он обрадуется, если его имя красивое, и смутится, если наоборот. Это имеет место и в этом мире. Смущающихся из-за своего имени немало. Много и таких, кто сменил его. Однако целесообразно делать это с самого начала, сразу при рождении ребенка. По имени человека проявляется, как в этом, так и загробном мире, что он потомок мусульманина.
Многие сподвижники приносили своих новорожденных детей к Пророку саллаллаху алайхи васаллам. При виде детей он саллаллаху алайхи васаллам радовался и нарекал их прекрасными именами.
Передается от Абу Мусы радияллаху анху:
«У меня родился сын. Я понес его к Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Он саллаллаху алайхи васаллам назвал его Ибрахимом, совершил тахник (приподнял его нёбо)[1] финиками и вознес молитву за него, пожелав ему изобилия, затем вручил его мне. Он был моим старшим ребенком».
Передали оба шейха.
Вот Абу Муса Ашъари с увлечением и удовольствием рассказывает о событии, оставившем в его жизни светлый след:
«У меня родился сын. Я понес его к Пророку саллаллаху алайхи васаллам».
Подражая этому, среди мусульман стало обычным делом отвозить новорожденных к праведным людям.
«Он саллаллаху алайхи васаллам назвал его Ибрахимом».
Значит, выбор имени достойными людьми, учеными и предводителями тоже является благим делом. Потому что такие люди хорошо знают эти вопросы, положения шариата по ним и, соответственно, принимают правильное решение. То, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам нарек Ибрахимом сына Абу Мусы радияллаху анху, является примером этому.
Были случаи, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам давал замечание отцу ребенка, давшему неправильное имя, после чего менял имя ребенку, нарекая его хорошим именем.
Передается от Сабра ибн Абу Сабра:
«Когда его отец пошел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, он спросил:
— Кто твои дети?
— Абдул Уззо, Сабрата и Хāрис, — ответил он.
— Не нарекай именем Абдул Узза, — сказал он саллаллаху алайхи васаллам и дал ему имя Абдуллах. Затем сказал:
— Поистине, лучшие имена это Абдуллах и Абдуррахман, — и вознес молитву за его детей. Так, до сегодняшнего дня почет с ними».
Передал Табарани.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ожидал от хороших имен благие новости, а в скверных именах он видел дурное предзнаменование.
Передается от Яхйа ибн Саъида радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, показав на дойную верблюдицу, сказал:
— Кто подоит ее?
Встал один человек. Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил его:
— Как твое имя?
— Мурра (Горький), — ответил тот.
— Садись! — сказал ему Посланник Аллаха саллаллаху алайхи.
Затем снова спросил:
— Кто подоит ее?
Встал один человек. Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил его:
— Как твое имя?
— Харб (Война), — ответил тот.
— Садись! — сказал ему Посланник Аллаха саллаллаху алайхи.
Затем снова спросил:
— Кто подоит ее?
Встал один человек. Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил его:
— Как твое имя?
— Йаъииш (Живущий), — ответил тот.
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи сказал ему:
— Дои!»
Передал Малик.
В данном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не посчитал достойным отдавать верблюдицу на доение человеку с неприятным именем. Когда дело дошло до третьего сподвижника, он отдал ему верблюдицу, чтобы тот подоил ее, надеясь на благое и хорошее предзнаменование.
Известно, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам менял имена людей, нареченных неприличными именами по обычаям времен невежества.
Передается от Умму Роита бинт Муслим, она — от своего отца:
«Вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам я принял участие в газате Хунайн. Так, он саллаллаху алайхи васаллам спросил меня:
— Как тебя зовут?
— Гураб (Ворона), — ответил я.
— Нет, твое имя Муслим, — сказал он».
Передал Бухари.
Газат Хунайн очень известный газат, имевший место после фатха Священной Мекки. Оказалось, что передатчик хадиса принимал участие в этом газате. Его имя было Гурабом, то есть Вороной, так как в те времена родители, у которых родились дети, выходили во двор и нарекали своих детей именем того, что попадалось им на глаза. Оказывается, встречались даже такие имена, как Кизяк и Собака. Наверное, и отец равийа данного хадиса, по обычаю, увидел ворону и нарек его таким именем.
Стало быть, Муслим — это одно из имен, которым Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам нарекал своих сподвижников. Следовательно, мы также можем любить это имя в качестве имени, выбранного Пророком саллаллаху алайхи васаллам и давать его своим сыновьям. А то обстоятельство, что имянаречие женским именем Муслима уже стало обычным явлением, достойно похвалы.
Передается от Шурайха ибн Ханиъ:
«Ханиъ ибн Язийд рассказал мне о следующем:
Когда он пришел со своей группой к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, он саллаллаху алайхи васаллам услышал, как ему (Ханиъ) дают имя Абулхакам. Тогда он саллаллаху алайхи васаллам подозвал его к себе и спросил:
— Это Аллах — Хакам (Судья). А решение (хукм) принадлежит только Ему. Почему ты получил кунйу[2] Абулхакам[3]?
— Это не я выбирал. Когда мой народ находится в каком-либо разногласии, люди приходят ко мне, и я выношу решение между ними. Тогда обе стороны соглашаются.
— Как же это хорошо! Сколько у тебя детей? — спросил он саллаллаху алайхи васаллам.
— Шурайх, Абдуллах и Муслим, все они сыновья Ханиъ, — сказал я.
— Который из них старший? — спросил он саллаллаху алайхи васаллам
— Шурайх, — ответил я.
— Тогда ты — Абу Шурайх, — сказал он. (Пророк саллаллаху алайхи васаллам) вознес молитву за него и за его детей.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам услышал, как одного из его окружающих позвали Абдулхаджаром (Раб Камня).
— Как тебя зовут? — спросил Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам
— Абдулхаджар, — ответил тот.
Тогда он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Нет, ты — Абдуллах.
Шурайх говорит:
— Когда (моему отцу) Ханиъ пришло время возвращаться в свой край, он пошел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и спросил:
— Скажите мне, каким деянием рай станет для меня ваджибом?
Тогда он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Тебе надлежит придерживаться благой речи и жертвования людям пищи».
Передал Бухари.
Из этого хадиса становится ясным, что праведные мусульмане не должны нарекать себя и своих детей различными нелепыми именами. Иногда это может привести к превышению пределов дозволенного. Например, назвав Хакамом (Судьей) кого-то, к нему можно отнести сифаты — качества Аллаха. Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не понравилось то, что человека нарекли таким кунйа с учетом того, что он выносит решения. Поэтому он саллаллаху алайхи васаллам посоветовал взять в кунйу имя его старшего сына. А человеку с именем Абдулхаджар (Раб Камня) он алайхиссалам сменил имя на Абдуллах (Раб Аллаха).
Передается от Башира ибн Маъбада Судуси:
«Его (Башира ибн Маъбада) настоящее имя было Захм ибн Маъбад. Совершив хиджру, он пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Тогда он саллаллаху алайхи васаллам спросил его:
— Как твое имя?
— Захм, — ответил он.
— Нет, твое имя — Башир, — сказал он».
Передал Бухари.
Как говорится в этом хадисе, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, услышав некрасивое, неприличное имя с плохим значением, сменил на приличное, красивое имя с красивым значением.
Слово «захм» означает «тесноту», а слово «башир» означает «благовестящий», «приносящий радостную весть».
В следующем хадисе рассказывается о последствиях того, как человек не принял имя, которым Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам заменил его неприятное имя.
Передается от Саъида ибн Мусаййаба, он — от своего отца, тот — от его (Саъида) деда:
«Когда он (Саъид ибн Мусаййаб) пошел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, он алайхиссалам спросил:
— Как тебя зовут?
— Хазн (Грубость), — ответил он.
— Ты — Сахл (Легкость, Мягкость) — сказал он.
— Я не буду менять имя, которое дал мне отец, — сказал он.
Ибн Мусаййаб говорит:
“С тех пор у нас не прекращается грубость”».
Передал Бухари.
То есть с тех пор, как мой дед стал нелюбим Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в нашей семье постоянствует грубость.
Как оказалось, из-за того, что нелепое имя не заменили на имя, указывающее на добро, в этой семье постоянно присутствует разлад. Да сохранит Всевышний Аллах от этого! Если бы дед передатчика, услышав новое имя, поблагодарил Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и принял бы его слова, возможно, в их семье преобладали бы добро, легкость и радость.
И, наоборот, в период событий в Худайбийи Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам узрел доброе предзнаменование в имени одного из предводителей многобожников и в результате дела пошли легко, и впоследствии проявилась одна из самых больших побед в истории Ислама.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам вышел из Медины с тысячей четыреста сподвижниками с намерением совершить умру. Приблизившись к Священной Мекке, он саллаллаху алайхи васаллам остановился в Худайбийе. Многобожники перекрыли мусульманам путь. Они хотели сразиться и уничтожить мусульман, находящихся в состоянии ихрама. Стороны стали отправлять своих парламентеров друг к другу и, таким образом, начались переговоры. Несмотря на то, что стороны сменили несколько групп парламентеров, дело не продвигалось.
В конце концов многобожники племени Курайш отправили к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Сухайла ибн Амра и наказали ему:
«Ты пойди и заключи с Мухаммадом мирное соглашение. В соглашении должно быть указано, что в этом году они непременно отправятся обратно и не пойдут на нас (не войдут в Мекку), дабы арабы не говорили, дескать, мусульмане с силой вошли в Мекку».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, увидев, что идет Сухайл ибр Амр, сказал:
«Видимо, Аллах облегчит наше дело». («сухайл» означает — «легкость», «несложность»).
И добавил:
«Судя по тому, что отправили этого человека, они хотят заключить мирное соглашение».
Придя к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Сухайл долго говорил, стороны обсуждали и, наконец, заключили мирное соглашение. Это мирное соглашение превратилось в самое радостное событие в истории Ислама.
Поэтому такие имена, как Абдуллах, Абдуррахман, Абдуссаттар и имя, означающее благодарность Всевышнему Аллаху — Хамидуллах, считаются хорошими, благими.
Также считаются приемлемыми имена пророков, сподвижников и праведных предков.
Девочкам тоже хорошо давать имена праведных прабабушек, сподвижниц и имена, означающие добро, благо.
[1] Тахник — досл. «укрепление нёба», «обучение жизни»; тахник состоит из действий по отношению к новорожденному, для выполнения которых обычно обращаются к богобоязненному, ученому и праведному человеку. Сначала он разжевывает что-либо сладкое (лучше всего, финик, либо мёд или что-нибудь сладкое могут послужить заменой финику) до тех пор, пока не образуется подходящая для ребенка кашица из смеси мякоти финика и слюны. Совсем малое количество этой кашицы помещают в рот новорожденного, а именно, указательным пальцем, мазая по нёбу, слегка приподнимают его. Такое действие укрепляет мышцы полости рта, способствует подготовке ребёнка к принятию материнской груди и сосанию молока наилучшим образом. И есть надежда, что слюна праведника повлияет на ребенка, и он вырастет праведным с качествами богобоязненного человека. Тахник является сунна-деянием. Человек, непреднамеренно пропустивший его, грешным не становится.
[2] Кунйа — обычай у арабов звать человека именем его старшего сына — «отец такого-то», «мать такого-то». Также нарекали людей «отцом такого-то» по особым, отличающим этих людей качествам, роду их деятельности или тому, в чем они прославились.
[3] Абулхакам — досл. «отец третейского суда».
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф