Передается от Самуры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Каждый ребенок залог своей акийки. За него режут (жертвенное животное) в седьмой день, остригают ему волосы и нарекают именем».
Передали авторы «сунанов».
В этом благородном хадисе упоминается о некоторых вещах, относящихся к новорожденному ребенку:
1. «Каждый ребенок залог своей акийки».
Стало быть, некоторые дела, связанные с рождением ребенка, зависят от совершения для него акийки. Если была сделана акийка, эти дела произойдут, если нет, то так и останутся не проявившимися, словно они взяты в залог.
Некоторые из наших улемов, в том числе имам Ахмад ибн Ханбал и Ато Хурасани, отмечали, что шафаъат (заступничество) умершего младенцем ребенка за своих родителей зависит от его акийки. Если за него была совершена акийка, в Судный день он станет одним из любимцев в раю и будет настаивать, говоря: «Я не войду в рай, пока не войдут мои родители». Так, благодаря своему шафаъату, он введет своих родителей в рай.
А такие улемы, как имам Лайс, Давуд Захири и другие, отмечали, что «поскольку хорошее развитие и счастье новорожденного ребенка зависят от акийки, проведение этого обряда является ваджибом».
Однако большинство улемов утверждали: «Акийка относится к деяниям муаккада-сунна (утвердившейся сунны)».
По мнению ханафитов, акийка является деянием мубах, которое совершается в седьмой день после рождения младенца, и в тот же день остригаются волосы и раздается милостыня.
«За него режут (жертвенное животное) в седьмой день».
Акийка совершается в седьмой день рождения ребенка. Если нет возможности сделать это в седьмой день, то делается на четырнадцатый или двадцать первый дни.
Улемы, высказывающиеся о мудрости назначения именно седьмого дня, говорят: «Тогда он окажется прожившим по одному дню в каждом из мирских дней».
В хадисе, переданном имамом Байхаки, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Акийка (жертвенное животное) режется в седьмой, четырнадцатый и двадцать первые дни». Если нет возможности сделать в эти дни, то делается тогда, когда появится возможность.
Совершение акийки является долгом отца перед ребенком.
«…остригают ему волосы…»
Это также осуществляется в седьмой день после рождения ребенка. Естественно, волосы на голове были запачканы кровью от нифаса. Именно поэтому запачканные волосы были отнесены к числу нечистых и причиняющих страдание вещей, от которых должен быть очищен ребенок. Неудивительно, если милостыня в виде серебра весом с эти волосы дается в благодарность за избавление от этих страданий.
«…и нарекают именем».
Имянаречение новорожденного ребенка совершаются на седьмой день. Давать благое имя каждому ребенку — долг родителей перед детьми.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф