Раньше такой вопрос не поднимался, так как все прекрасно знали, на кого возложена организация свадебных мероприятий и безоговорочно следовали этому. Сейчас у многих народов, в том числе и немусульманских, свадьбу устраивает сторона мужа, и если им скажут, что «свадьбу должна делать сторона невесты», наверняка они этого не поймут. И совсем не поверят, если им сказать, что «издержки валиймы с раздачей плова возлагаются на сторону невесты, тогда как сторона жениха, помимо своей родни, по своему усмотрению может пригласить до двухсот пятидесяти и более гостей, и горе родным невесты, если они не встретят их на должном уровне». Да, результат неследования указаниям шариата доводит до вот таких абсурдных действий, противоречащих человеческой натуре.
На самом деле организация никах-свадьбы — обязанность стороны мужа. В пользу этого утверждения существуют все доводы и доказательства:
1. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам при женитьбе на своих женах каждый раз сам устраивал свадебные угощения, исходя из возможностей того периода. Ни одной из своих невест он не говорил: «Скажи отцу, пусть устроит свадьбу». В сущности, человеку, считающему себя мужчиной, постыдно говорить такое.
2. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поручал женившимся мужчинам из числа сподвижников устраивать свадебные угощения по случаю сочетания никахом. Примером этому служит упомянутый нами выше хадис об Абдуррахмане ибн Авфе.
3. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поручил своему зятю Али ибн Абу Талибу устроить угощение по случаю никаха, несмотря на то, что тот был бедным.
«На следующий день пришел Али ибн Абу Талиб и, встав к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам так близко, чтобы тот мог услышать, сказал:
— Я хотел свататься к дочери Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. У меня самого-то ничего нет. И все же решил попросить, надеясь на близость отношений с ним и на его любовь.
Пророк Аллаха саллаллаху алайхи васаллам тут же сообразил и спросил так, чтобы не задеть его:
— Есть ли у тебя что-нибудь (для махра)?
— Нет, о Посланник Аллаха, — ответил Али.
— Где твоя хутамийская кольчуга? — спросил он.
— У меня, о Посланник Аллаха, — ответил Али.
— Тогда дай ее, — сказал он саллаллаху алайхи васаллам.
Али ибн Абу Талиб принес кольчугу.
Когда наступил вечер назначенного дня свадьбы, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал своему зятю Али ибн Абу Талибу:
— О Али, для невесты надо бы свадьбу сыграть.
Тогда Саъд ибн Муъаз радияллаху анху сказал:
— У меня есть один баран!
Группа из ансаров собрала и принесла несколько саъ кукурузы. Из этого и устроили свадебное угощение».
4. Иджмаъ исламской уммы и преобладающего большинства улемов.
Почему организация свадебного угощения по случаю никаха возложена на мужчину?
Прежде всего, все расходы по проведению свадебных торжеств по случаю никаха возложены на мужчин в силу того, что они являются мужчинами. Ведь новоиспеченная семья станет носить его имя. Главой данной семьи становится именно мужчина. Свадьба, организованная женой, не сделает мужчине чести, а становится постыдным и позорным делом.
К тому же уже само обстоятельство, что девушка, которая родилась и выросла под родительстким крылом, достигнув зрелости, соглашается стать членом новой семьи, одна идет в другой дом, покидая родителей и членов своей семьи, делает честь жениху и членам его семьи. С появлением невесты повышается авторитет жениха и его семьи в обществе. Причиной этому является именно невеста. Поэтому сторона жениха устраивает свадебное торжество в честь прихода невесты.
Из книги «Счастливая семья»