Соблюдение справедливости между детьми также является обязанностью родителей и правом детей.
Ислам — религия справедливости во всем, всюду и для всех. В особенности для детей. Именно поэтому от родителей требуется соблюдать справедливость между детьми во всем. Это оказывает влияние как на воспитание детей, так и на их личность.
Передается от Нуъмана ибн Башира радияллаху анху:
«Отец взял меня на руки и понес к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
— О Посланник Аллаха, будьте свидетелем, я дал Нуъману из своего имущества то-то и то-то.
— Всем ли сыновьям ты дал подобно этому? — спросил он (саллаллаху алайхи васаллам).
— Нет, — ответил (отец).
— В этом деле свидетелем делай другого, не меня, — сказал он (саллаллаху алайхи васаллам). Затем он алайхиссалам сказал:
— Обрадует ли тебя, если они одинаково станут оказывать тебе добро?
— Да, — сказал отец.
— Если так, то нет! — сказал он (саллаллаху алайхи васаллам).
В другой передаче сказано:
«Проявляйте таква (богобоязненность) в отношении Аллаха и будьте справедливы к своим детям».
Передали пятеро.
Согласно этому хадису, мусульманин в финансовом отношении должен относиться к своим детям одинаково. Если же при равных возможностях детей одному он предоставляет имущество, а другому нет, или одному дает меньше, а другому больше, тем самым он проявляет несправедливость. Среди детей появится зависть, начнется фитна.
Если же тому есть причина по шариату (шариатская причина), то родители могут выделить имущество одним из своих детей несколько больше, а другим меньше.
К примеру, один больной, а другой здоров, один беден, а другой богат, у одного детей много, а у другого мало.
Передается от Ибрахима:
«Люди любили поступать по справедливости между своими детьми даже в целовании (их)».
Передал Хусайн Марвази.
Праведные предки старались быть одинаковыми даже в целовании своих детей. Родители относились к детям особо осмотрительно с тем, чтобы другой не обиделся, не испытывал в душе ущемление вследствие того, как если бы одного целовали лучше или больше.
Таковыми были нравы сподвижников и табиъинов[1]. Как оказалось, первые поколения мусульман, кто прекрасно осознавал необходимость равного, справедливого отношения ко всем детям, старались быть справедливыми даже в целовании своих детей.
[1] Табиъины — досл. «последователи»; следующее после сподвижников Пророка алайхиссалам поколение мусульман.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф