Известно, что в настоящее время увеличилось количество случаев, когда молодые юноши и девушки пытаются сделать модным самостоятельные поиски кандидата в мужья или жены и создание с ним семьи. Наблюдающиеся в этой связи разногласия в семьях также не являются секретом. Немало и тех, кого подобная ситуация заставила отречься от детей или родители желают это сделать.
В рождение детей, их вскармливание, уход и воспитание родители вкладывают хорошее намерение — получить в будущем доброго и заботливого ребенка. Именно поэтому мамы и папы не смыкают ночами глаз и с достоинством переносят различные трудности. Однако ребенок взрослеет, в кого-то влюбляется, затем намеревается создать с ней или с ним семью и своими действиями выступает против воли родителей, скандалит с ними и даже не желает принимать во внимание их угрозу об отречении от него.
Возникает резонный вопрос: «Каков хукм (положение) шариата в таких случаях?». В поисках ответа на этот вопрос обратимся к основным источникам, повествующим положения нашей религии.
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: أَيُّمَا امْرَأَةٍ نَكَحَتْ بِغَيْرِ إِذْنِ مَوَالِيهَا فَنِكَاحُهَا بَاطِلٌ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ، فَإِنْ دَخَلَ بِهَا فَالْمَهْرُ لَهَا بِمَا أَصَابَ مِنْهَا، فَإِنْ تَشَاجَرُوا فَالسُّلْطَانُ وَلِيُّ مَنْ لَا وَلِيَّ لَهُ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал три раза:
— Женщина, которая сочтется никахом без позволения (согласия) своих валийев, ее никах недействителен.
И (добавил):
— Если (муж) имел с ней близость, то он дает ей махр за полученное от нее наслаждение. Если же у них (у супругов) возникнет спор, то валийем для того, у кого нет валийа, становится султан (правитель)».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Используя данный хадис в качестве аргумента, преобладающее большинство улемов отмечают: «Никах без валийа и без его согласия недопустим». В дополнение к этому улемы приводят в качестве доводов еще ряд аятов и хадисов.
Улемы же ханафитского мазхаба отмечают: «Для полноценного никаха участие валийа не обязательно». В качестве довода они приводят также три аята и несколько хадисов. Что касается данного хадиса, они отмечают, что в нем речь идет о полноценном, соврешенном никахе. То есть согласно их утверждению, это означает, что если поручитель (валий) не примет участия в никахе, то никах не является полноценным.
Ханафитские улемы для подкрепления своего иджтихада, кроме повествовательных (наклий) доводов, упомянутых в хадисах, приводят еще и рациональные (аклий) доводы. «Шариат, — говорят они, — дает достигшей зрелости девушке право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, она сама для себя ближе и дороже, чем ее собственное имущество. Так как же женщина не может распоряжаться собой по своему усмотрению?!».
Но эти размышления не выходят за рамки теоретических споров между улемами. На практике же валий есть везде. Ханафиты подробно описывают такие вопросы, как кто такой валий, как его выбирают, и прочее.
Вопрос еще больше прояснится, если принять во внимание то, что валийем в основном становится отец, а в случае отсутствия отца — замещающий его человек.
Никто не одобрит никах юноши и девушки, создающих семью без согласия родителей и близких родственников. Потому что родители и близкие родственники никогда не желают зла своему ребенку. Ввиду обладания большими знаниями и жизненным опытом в вопросах никаха, семьи и супружества, они стараются советовать и указывать своим детям и близким на наиболее правильный путь.
Молодые люди в делах супружеской жизни, как и в других вопросах, обладают скудными знаниями и опытом. Именно поэтому им необходимо следовать советам родителей и старших близких родственников. Таково наставление всех наших улемов.
При соблюдении положения о том, что «нет никаха без валийа», если все же состоялся такого рода никах, а супруги развелись, не вступив в интимную близость, то никаких обязательств нет. Однако если у них была близость, то даже в случае развода муж должен выплатить махр женщине по причине состоявшейся с ней близости.
При соблюдении положения «нет никаха без валийа», в случае отсутствия родственных валийев, валийем становится султан — правитель.
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: لَا نِكَاحَ إِلَّا بِوَلِيٍّ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَأَحْمَدُ وَالْبَيْهَقِيُّ وَلَفْظُهُمَا: لَا نِكَاحَ إِلَّا بِوَلِيٍّ وَشَاهِدَيْ عَدْلٍ.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Нет никаха без валийа».
Передали Абу Давуд, Тирмизи, Ахмад и Байхаки.
Словами Ахмада и Байхаки сказано:
«Нет никаха без валийа и двух справедливых свидетелей».
Из книги «Счастливая семья»
..