Право на религиозное убеждение — одно из важнейших прав человека. Потому что человек без веры в Бога в душе, без религиозного убеждения не может осознать ни свою ответственность в жизни, ни истинное значение настоящей свободы.
А это должно быть избрано при свободе вероисповедания и обязательно по собственному желанию. Невозможно сделать человека убежденным насильно. Это все равно, что заставить полюбить из-под палки. Поэтому свобода вероисповедания, или, как сейчас говорят, свобода совести является правом каждого человека, который обладает в этой сфере своей свободой. И ни одна из сторон не вправе в этом оказать на него давление, поскольку, как уже сказано, вера и убеждение каждого зависят от его сердца и совести.
Аллах желает, чтобы каждый человек по своей воле принял веру, своим разумом, своими мыслями постигал ее истину и добровольно стал правоверным рабом Божьим. Какой прок от насильно навязанной веры? Если бы вопрос стоял так, чтобы любой ценой, но обратить людей к вере, то Сам Аллах мог бы просто создать людей с таким достоинством. Но тогда не осталось бы разницы между людьми и ангелами.
Аллах же при сотворении человека задался целью привести в свет существо, которое способно, побеждая в себе сатанинские силы, уверовать в своего Создателя, поклоняясь Аллаху, становиться Его халифом на земле. И тот, кто добьется такого положения, будет превыше ангела. А кто не способен на это, будет следовать по пути Сатаны, а не по пути, указанному Аллахом. Вся мудрость предоставления людям свободы совести заключается в этом. То есть именно в части верования становится ясно, кто есть кто.
Исходя из этого, люди, искренне призывающие к религии, думая о том, что если все будут верующими, то и всеобщее счастье будет обеспечено, иногда чересчур утруждают себя в своих стремлениях.
Такое случалось и с Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам. В такие моменты Аллах, ниспосылая аяты, вновь напоминал ему истину. В частности, в суре «Йунус» говорится:
А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, чтобы они стали верующими? (аят 99)
Всевышний в то же время постоянно подчеркивал Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, что дело Пророка заключается в разъяснении людям религии, напоминании ее требований, а не в том, чтобы заставлять их принять религию. Кураън содержит немало аятов, посвященных этому вопросу. Так, в суре «Покрывающая» Аллах, обращаясь к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, говорит:
Напоминай же, ведь ты только напоминатель! Ты над ними не властитель. (аяты 21—22)
В Исламе основное положение, определившее свободу религиозного убеждения, отражено в аяте суры «Корова»:
Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. (аят 256)
В этом положении выражена мысль, что человек наделен разумом, Аллах для него ясно определил путь истины и путь низости, подлости, и без принуждения со стороны каждый волен избрать себе дорогу по душе. Кто пожелает, пусть принимает Ислам и становится мусульманином. Таково исламское правило вступления в религию. Однако недопустимо его трактовать своекорыстно, иначе. Не может быть принуждения как в принятии религии вообще, так и в выборе той или иной религии в частности. При этом совершенно неверно мыслить по примеру некоторых лицемеров, мол, хочу, совершу намаз, хочу, буду употреблять, что принял Ислам, так будь добр, соблюдай его требования. Это соответствует элементарной логике. Ибо в мире не найдется общества, которое бы поставило вопрос таким образом: лишь бы ты вступил в наш союз, а дальше можешь поступать, как тебе угодно. Любая организация считает своим членом только того, кто выполняет ее указания, правила и порядки.
Из книги «Права человека в Исламе»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф