По Исламу, быть правоверным или нечестивым зависит от желания каждого. В суре «Пещера» Великий Аллах говорит:
Пусть же верует, кто хочет, а кто не хочет — пусть не верует. (аят 29)
При этом дается мудрый совет — искренне объяснять истинность религии Ислама. Так, говорится в суре «Пчелы»:
Зови к пути Господа с мудростью и добрым увещеванием и спорь с ними наилучшим образом. (аят 125)
Как было сказано выше, завоевательные походы мусульман также осуществлялись в целях свободы, в частности религиозной свободы. Создать условия для открытой пропаганды, пусть каждый выбирает религию по своему желанию — такие положения, относящиеся к религиозной свободе, к свободе совести и вероисповедания, действовали в ходе завоевания мусульманами других стран. Везде, куда приходили, они призывали людей к Исламу, а тем, кто не пожелал его принять, обеспечивали свободное отправление своего культа. Они вынуждены были воевать лишь с теми, которые, не принимая ни то, ни другое, избрали путь войны. Явное доказательство того, что Ислам неуклонно соблюдал свободу религий, и поныне перед нашими глазами. Так, даже по прошествии 1400 лет после установления господства Ислама в таких мусульманских странах, как Египет, Сирия, Иордания, Иран, часть местного населения исповедает свою религию. Несмотря на то, что мусульмане в Индии, Ливане правили долгое время, они до сих пор составляют в этих странах меньшинство. В истории Ислама таких свидетельств и доказательств, демонстрирующих эту истину, великое множество.
Добросовестные ученые, которые являются представителями других религий, подробно изучив их, постарались и стараются довести их до своих соотечественников. Один из них Густав Лобон в своей книге «Арабская цивилизация», в частности, пишет: «Когда мы ведем речь о завоеваниях и победах арабов, читатели убеждаются в том, что сила не служила фактором в распространении Куръана в больших масштабах. Арабы свободно оставляли побежденные народы в их религиях. Если некоторые христианские народы приняли Ислам, а арабский язык в качестве свое-го языка, то это оттого, что арабы обрели себе достоинством невиданные людьми проявления справедливости и придерживались легких путей Ислама, которых не знали другие религии».
Этот же автор далее отмечает: «Арабы, зазнавшись после первых завоеваний, подобно другим захватчикам, могли применять насилие, обращаться с побежденными жестоко и силой заставить людей принять свою религию, которую они намерены были распространить по всему миру. Если бы они поступили, таким образом, то все народы, которые до сих пор не подчиняются им, безусловно, оказали бы им сильное сопротивление. Вот тогда им бы пришлось пережить ту же участь, что пережили позднее крестоносцы, когда они вошли в Сирию.
Однако первые халифы, обладающие редким гениальным чутьем (что не суждено было иметь другим, призывающим к новым религиям), прекрасно понимали невозможность принуждения к принятию религии. Они обращались с населением Сирии, Египта, Испании и каждой завоеванной ими страны с величайшей любезностью. Оставили их при своих законах, строях и верованиях. От них не требовали ничего, кроме символичной джизьи — налога с имущества. Действительно, народы еще не были очевидцами таких милосердных и широких душой завоевателей, как арабы».
Поистине, только Ислам обеспечил всем народам свободу совести. Доказательством тому является следующее: как только произошел отход от учения Ислама, по всему миру губительным испытаниям подверглась свобода вероисповедания.
Из книги «Права человека в Исламе»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф