Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил:
Кто даст пощечину своему рабу или будет бить его, для того искуплением будет освобождение этого раба.
Он саллаллаху алайхи васаллам также сразу отпустил на волю раба, который пришел к нему с жалобой об избиении своим хозяином;
•в Шариат было введено освобождение раба по его соглашению со своим хозяином о выплате определенной суммы;
•самоосвобождалась рабыня, родившая ребенка от своего хозяина;
•Шариат подтверждает и слово рабовладельца, что после его смерти считать раба освобожденным;
•вступило в силу решение о самоосвобождении человека, попавшего в рабство к своему родственнику.
Были приняты и другие меры. В частности, строжайше запрещалось закабаление свободного человека. С точки зрения международных проблем, исключение составили лишь люди, взятые в плен в результате войн. И это тоже только потому, что такое положение содержалось в законах всех государств. Поскольку попавшие в плен мусульмане превращались в рабов, мусульманским государствам разрешалось отвечать тем же.
Таким образом, благодаря Исламу огромное количество рабов получали свободу, которые затем достигали даже более высокого положения в обществе, чем свободные по происхождению. Такие бывшие рабы, как Салман Фарси, Сухайб Руми, Зайд ибн Хариса, Билал Хабаши и другие стали самыми близкими советчиками Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Пророк саллаллаху алайхи васаллам поставил Салмана Фарси радияллаху анху в один ряд членами своей семьи, говоря о нем: «Салман — из нашего дома».
Муэдзин Пророка саллаллаху алайхи васаллам Билал Хабаши радияллаху анху удостоился такого счастья, которое не было дано никому. В день освобождения Мекки ему посчастливилось произнести Божественную оду — азан, стоя па святой святых для мусульман Каабе. Равное отношение охватило и представителей других религий, которые проживали в исламских государствах. Приведем лишь один пример.
На одной из конных скачек в Египте парень из общины коптов оставляет позади сына правителя этой страны Амра ибн Аса радияллаху анху. Оскорбленный поражением, сын правителя, подойдя к парню-победителю, с пренебрежением сказал ему: «Это ты осмелился обгонять сына своего хозяина?!» — и ударил его плетью. Обиженный на такое отношение к сыну, отец парня отправляется в Медину, чтобы пожаловаться по этому поводу халифу Умару радияллаху анху. Халиф пригласил к себе Амра ибн Аса с сыном. Когда тот приехал, на большом собрании халиф, обращаясь к нему, спросил: «О Амр, с каких это пор вы людей, рожденных свободными, стали называть своими рабами?!» Затем, отдав в руки копта плеть, приказал хорошенько отстегать правителя за недостойный поступок его сына. Тогда тот принял Ислам и показал благородство, отказавшись бить Амра ибн Аса, простил обиду, нанесенную его сыном. Тогда Умар радияллаху анху, обращаясь к нему, сказал: «Клянусь Аллахом, если бы ты стал его бить, то никто не остановил бы тебя, пока ты сам не перестал бы».
В данном примере вызывает удивление не покорность великого сахаба — сподвижника Пророка саллаллаху алайхи васаллам, славного военачальника Амра ибн Аса радияллаху анху, и не справедливое решение халифа Умара радияллаху анху — они выполнили лишь свои обязанности. Самое удивительное здесь то, что представитель другой религии из-за одного слова приехал жаловаться из Египта в Медину. Если бы он не надеялся на справедливость и свободолюбие Ислама, он не решился бы на такой поступок. Потому что на его родине, в его общине, очень сильны были рабовладельческие устои. И только исламские порядки дали ему такое чувство свободы и равноправия. Ислам осуществил такие меры всемирно-исторического значения 15 веков назад, к сожалению, об этом не знают не только другие народы, но и многие мусульмане.
Из книги «Права человека в Исламе»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф