75. Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал мне:
— Мне сказали, что, поистине, ты не спишь ночами и постишься днем?
Я сказал:
— Поистине, я делаю так.
Он сказал:
— И поистине, когда делаешь так, то ослабеют твои глаза, это опротивеет твоему нафсу. И поистине, на тебе твой нафс имеет право, и твоя семья имеет право. Постись же, и разговляйся, бодрствуй и спи».
Передали оба шейха.
Пояснение: Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам призывает Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху, а через него и всю свою умму, к умеренности и постоянству в своих деяниях.
Отец Абдуллах ибн Амра радияллаху анху женил его на красивой девушке из рода Курайш. Жених, не уделяя внимания невесте, предавшись поклонению, по ночам совершал намаз, а днем держал пост. Отец попытался дать Абдуллаху наставления по этому поводу. Но тот под влиянием увлеченности религией и юношеской гордости не прислушался к совету отца и продолжал свои дополнительные поклонения, не уделяя никакого внимания своей семье. Тогда его отец был вынужден обратиться к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, который позвал Абдуллаха ибн Амра и сказал ему:
«Мне сообщили, что поистине, ты не спишь ночами и постишься днем?».
По этому хадису Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам нам следует учиться, как обращаться с молодыми людьми, поддавшимися гордыне и обольщению на почве поклонения. Он не ругал его и не говорил о жалобе его отца, а начал разговор так, будто о его усердиях ему стало известно от какого-то неизвестного лица. В словах Пророка саллаллаху алайхи васаллам не было даже намека на упрек. Поэтому Абдуллах ибн Амр уверенно ответил:
«Поистине, я делаю так».
Получив подтверждение о действиях Абдуллах ибн Амра от него самого, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам постепенно переходит к наставлению:
«И поистине, когда делаешь так, то ослабеют твои глаза, это опротивеет твоему нафсу».
Если ты будешь продолжать предаваться поклонениям все ночи напролет и поститься все дни, это скажется на твоем здоровье: ослабеют глаза. Беспрерывное совершение дополнительных поклонений, в конце концов, надоест твоему нафсу, что приведет к нехорошим последствиям — потом тебе совсем не захочется совершать поклонение Всевышнему.
«И поистине, на тебе твой нафс имеет право».
Тебе необходимо учитывать потребности нафса. Его необходимо в меру удовлетворять дозволенным путем. Иначе окажется, что ты выступаешь против сотворенной в тебе Аллахом природы.
«…и твоя семья имеет право».
Члены твоей семьи имеют право на твое внимание. Ты должен исполнять и эти обязательства. Это также твои обязанности, согласно шариату.
В хадисе, на примере Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху, говорится о его супруге. Супруга имеет права на внимание своего мужа. Состоя в браке, муж должен исполнять свои супружеские обязанности. Мусульманину не следует оставлять без внимания супругу, полностью предавшись намазу и посту.
«Постись же, и разговляйся».
Если тебе хочется держать дополнительный пост, так держи в меру и прерывай его на некоторое время.
«Бодрствуй и спи».
Если тебе по нраву не спать по ночам и совершать намазы, это хорошо, но делай это в меру и спи своевременно.
Следует отметить, что в хадисах, приведенных в данной главе, а также других схожих хадисах речь идет о дополнительных поклонениях, поскольку в обязательных и необходимых видах поклонения не может быть умеренности или сокращения. Например, нельзя совершать четырехкратный намаз вместо пятикратного, соблюдать половину поста вместо полного. В примере Абдуллаха ибн Амра речь идет о его дополнительных (нафл) намазах по ночам и дополнительном посте в дневное время.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.